Главная Журнал / Journal
Печать
Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА 

УДК: 72.03

ДОЛГОВ А. В.  - директор института «УралНИИпроект РААСН», советник РААСН, канд. архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор РФ
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СВЯТОЙ СОФИИ НА ГОРЕ АХУН, Г. СОЧИ

2014 год уже закрепился в сознании соотечественников как год Зимних олимпийских игр в Сочи. Огромная программа строительства олимпийских объектов не обошла вниманием и сферу православной культуры. В ней появился пункт, связанный с созданием куль¬турно-исторического комплекса во имя Святой Софии на горе Ахун. Статья посвящена истории проектирования культурно-исторического центра на горе Ахун.

Ключевые слова: олимпийские игры, православная культура, культурно-исторический комплекс, крест, храм, гора Ахун.


DOLGOV A. V.

CULTURAL AND HISTORICAL COMPLEX OF SAINT SOPHIA ON THE MOUNTAIN AHUN, SOCHI.

2014 year is of the Winter Olympic Games in Sochi. The program of construction of Olympic facilities are not spared the attention and scope of orthodox culture. In this program, there is an item associated with the creation of cultural-historical complex in the name of St. Sophia at Mount Ahun. The article is devoted to the history of designing cultural center on the mountain Ahun.

Keywords: Olympic games, the orthodox culture, cultural and historical complex, cross, church, mount Ahun.


Уже первые презентации макетов олимпийских объектов содержа­ли предложения архитекторов из Санкт-Петербурга построить на горе Ахун храм под гигантским куполом в 80 м в диаметре. Однако вскоре стало ясно, что замысел слишком грандиозен, ведь максималь­ная ширина площадки под строительство храма была не более 50 м. Кроме того, обслуживание и эксплуатация столь значительного сооружения, не предполагавшего большого прихода, выгляде­ло весьма затратным. Стали предлагаться новые идеи: монастырское подворье, храм-часовня, памятный крест и др.

В скором времени появилась идея создания памятного креста высотой в 80 м, позволяющая видеть его с дальних точек сочинской акватории. Возникла мысль, что его должно быть видно и днем и ночью, что предполагало мощную под­светку креста, а может быть, и конструирование собственно светящегося креста (рисунок 1).

Поскольку было известно о светящемся крес­те, разработанном и установленном в 2003 г. силами специалистов научно-реставрационного объединения «Ордер» над куполом собора Алек­сандра Невского в Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга (рисунок 2), к нам поступила просьба дать предложения по проекту креста на горе Ахун.

Сроки были предельно сжатыми, а задача, особенно в связи с посвящением Святой Софии, - малопонятной, поэтому первые варианты несли компилятивный характер, используя уже имеющиеся наработки. Варианты появлялись один за другим и отклонялись. На фоне про­должающегося вариантного проектирования возникла идея взглянуть на проблему иначе, обратившись к смысловому содержанию обра­за Святой Софии Премудрости Господа, сло­жившемуся в русском православном искусстве.

История воплощения образа Святой Софии Премудрости Божией в христианском искус­стве, прежде всего в литературе и иконописи, характеризуется эволюцией представлений и их воплощений, начиная с семи книг Ветхого За­вета. Прежде всего - книг Премудрости: Прит­чей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, Сына Сирахова.

Почитание Святой Софии очень характерно для христианства, особенно средневекового. Ей были посвящены главные храмы, как в Ви­зантии, так и на Руси (Константинополь, Киев, Новгород, Вологда, Тобольск и т. д.).

Иконографический образ Софии складыва­ется в византийском искусстве в нескольких ва­риантах, которые соответствовали определению, установленному на первом и втором Вселенских соборах и получившему силу догмата: Премуд­рость Божия есть второе лицо Троицы Иисус Христос. София - творческое свойство ипостаси второго лица Троицы. Изображения Софии со временем претерпевали изменения.

Во-первых, это изображение Христа в виде ангела (т. е. в том об­лике, в котором Бог является ветхо­заветным праведникам). Во-вторых, в образе Спаса Вседержителя с книгой с надписью «Святая София». В-тре­тьих, в виде особой ангелоподобной фигуры, также с надписью и книгой в руке.

Первый вариант оказался слиш­ком близок к арианской ереси (отста­ивавшей ангельскую природу Христа, т. е. неравенство лиц Троицы), вто­рой, отличаясь от икон Спаса толь­ко надписью, не мог выразить всей особое™ образа Софии. Третий соот­ветствовал скорее античным, нежели христианским традициям.

Русское православное искусство создало наиболее глубокое и полное зримое воплощение этого образа, прежде всего в иконографии двух основных типов -новгородском (рисунок 3) и киевском (рисунок 4).

Новгородский образ древнее. В центре иконы такого типа - воссе­дающий на престоле Ангел Великого Совета (т. е. Христос, но и собствен­но София) в короне и далматике, которому предстоят (как на иконах деисусного чина) справа Богоматерь с Христом Эммануилом в лоне, сле­ва - Иоанн Предтеча. Над Ангелом, в малом круге, поясной образ Спа­сителя, благословляющего обеими руками. Выше, во всю ширину ико­ны - радуга, украшенная звездами, посреди которой расположен престол для Христа во время Его Второго при­шествия и Страшного Суда.

Таким образом, учение о Христе передано здесь на разных смысловых уровнях: Бога Слова (книга на пре­столе), воплощенного Второго лица Троицы (Христос Эммануил в лоне Богоматери), Бога Творца (Ангел Великого Совета) и евангельского Иисуса Христа, Спасителя рода че­ловеческого. Т. е. именно христоло-гическая тема - главная в трактовке образа Премудрости Божией.

Позднее через промежуточные ва­рианты складывается киевский тип иконы, главное в котором - идея Бо-жиего Домостроительства. В центре таких икон - Богоматерь и Церковь в окружении ангелов и пророков. Тем самым подчеркивается важней­шее место Богоматери в Божием Домостроительстве, т. к. она стала воодушевленным храмом, через Нее осуществлялось воплощение Спасите­ля, достигнув высшего совершенства, возможного для человеческой лич­ности (как цели творения), соединив небо и землю. В ней, как гласила над­пись на иконах, «Премудрость созда себе дом».

Примечательно и то, что в самом центре иконы «Премудрость созда себе дом» (киевского типа) в сени размещена фигура пророка Соломо­на, возглашающего свою 9-ю притчу о воплощении Христове: «Премудрость созда себе храм. Премудрость Хрис­тос, а храм - Богородица Дева, еже созда в девую плотию из нея изыде и утверди столпов.

Седмь дар паказаны своего челове­колюбия: 1-е крещение, 2-е покаяние, 3-е спасение, 4-е милость, 5-е щедро­ты, 6-е любовь, 7-е зборов отеческих указании утвердивши верой. И закла своя жертвенная. Тело свое закла на кресте за ны. Черпав чаши своей вино. Ис пречистых ребер источив кровь нам и воду. Уготова свою тра­пезу. Сий речь Новаго завета новую службу еже дасть нам рек примите ее есть тело мое и кров моя. Посла свои рабы. Преж пророцы, потом апосто­лы. Да оне ми же и нас призва, а ими же нас спасе» (и т. д.).

Тем самым зримо подчеркивается связь Ветхого и Нового Заветов.

В более позднее время образы Богородицы, семи столпов и семи даров, связанных с ними избранных святых, нашли свое воплощение -икона «Премудрость созда себе храм» второй половины XVIII в., музей «Ко­ломенское» (рисунок 5).

Таким образом, русская иконо­пись создала благодатную почву для перевоплощения ее символов и композиций в архитектурную фор­му. Если понимать архитектуру как икону в камне, то можно предпринять попытку создания совершенно новой концепции храмового сооружения, призванного раскрыть смыслы Свя­той Софии Премудрости Божией язы­ком архитектуры.

Стремясь к соединению смыслов и символов Святой Софии Премуд­рости Божией, выявленных ранее, предлагается следующая схема храма под открытым небом (рисунок 6), а именно, два варианта объемно-про­странственного воплощения схемы основных символов, отличающихся главным образом решением цент­рального объема:

1 - в виде Креста на Голгофе (рисунок 7);

2 - в виде храма Святой Софии (рисунок 8).

В первом случае внутреннее про­странство основания креста может быть свободным, как в храме, а может быть заполненным пирамидальным объемом, также символизирующим Голгофу, вокруг которой обеспечива­ется круговой обход.

Во втором случае предлагается ро-тондальный храм с 12-ю колоннами внутри, символизирующий 12 апос­толов, воспринявших Премудрость Господню непосредственно от Христа и начавших благовесте во все сторо­ны Света.

Такая композиция храма чрезвы­чайно редка, но в данном случае пред­ставляется уместной, что подчеркнет особенный смысл храма.

Стремление к объединению в единой композиции образов Ветхо­го и Нового Заветов предопределило появление на переднем плане перед храмом особенной композиции тер­расированного лестничного объема. Он символизирует предысторию Спа­сителя, Дары Премудрости Господней, Столпы веры с изображениями ветхозаветных праведников, ведущие к скульптурному ангелоподобному образу Святой Софии на отдельно стоящем столпе или на одном (цент­ральном) из семи столпов, утвержден­ных по 9-ой притче Соломона Софией Премудростию Божией (рисунок 9). Данная композиция может быть до­полнена и до ротондального открыто­го античного храма. В нижней части такого храма или на верхней ступени лестницы Даров Премудрости рас­полагается стена-ограждение, на ко­торой начертаны изречения из 9-ой притчи Соломона. Она же ограничи­вает в плане его амвон, обращенный к приходящим в храм, в общей ком­позиции храма под открытым небом. Объемное выражение ветхоза­ветной входной части может быть и минимальным (рисунок 10), со­храняя лишь стену с пророчеством Соломона. Это поможет раскрыть центральный объем, если таковое желательно. Символическое значение входной группы от этого не постра­дает, но будет выражено не так явно.

Заключение

Ни Крест на Голгофе, ни храм с двумя часовнями не были утверждены Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Его святейшество благо­словил общее решение Храма под открытым небом, но предложил раз­местить в его центре столпообразный храм, подобный церкви Вознесения

в Коломенском, высотой в 50 м, видя в нем символ негаснущей свечи и образец русского православного зод­чества.

Пришлось все начать сначала. Поэтому в истории проектирования культурно-исторического центра на горе Ахун рано ставить точку.

  Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика