Главная Журнал / Journal
Печать
 Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК: 72.03

ГОЛОБОРОДСКИЙ М.В. - канд. архитектуры, профессор УралГАХА
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  

РОЛЬ ХРАМОВ В ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЕ ЕКАТЕРИНБУРГА XVIII—XIX ВВ.

Статья посвящена исследованию композиционно-пространственных характеристик городской застройки Екатеринбурга XIX - начала XX вв., частью которой являлись здания церквей. Автор фиксирует место храмов в панораме Екатеринбурга на разных этапах развития города с учетом стилевых изменений, происходивших в архитектуре. Анализ высотного построения Екатеринбурга выявляет конкретные особенности пространственной организации его застройки.

Ключевые слова: храмовая архитектура, городская застройка, площадь, пространственная организация, пано­рамно-пространственный комплекс.


GOLOBORODSKY М.V.

ROLE OF TEMPLES IN SPATIALLY-PLANNING STRUCTURE OF EKATERINBURG XVIII-XIX CENTURIES

The article investigates the compositional and spatial characteristics of urban Yekaterinburg XIX-XX centuries. Part of the city building were the building of churches. The author reveals the location of churches in the panorama of Yekaterinburg in various stages of development of the city. The author reveals the stylistic changes that took place in the architecture. The analysis of high-rise construction of Yekaterinburg reveals concrete features of the spatial organization of its building.

Keywords: church architecture, urban development, space, spatial organization, panoramic-dimensional complex.


Архитектурное наследие Екатеринбурга XIX - начала XX вв. сохраняет градостроительное значение как реально функционирующий элемент городской среды. Композиционно-пространственные характеристики городской застройки XIX в. и сегодня определяют облик многих улиц и площадей Екатеринбурга. Его архитектурные памятники и ординарные пост­ройки представлены многообразными типами сооружений, немалую часть среди них прежде составляли здания церквей. В условиях нового этапа храмового строительства представляется своевременным ознакомление архитекторов с результатами специальных научных исследо­ваний по архитектурной типологии местных храмов и их градостроительной роли в структуре города.<...>

 

Высотное построение храмов в панораме Екатеринбурга [1]

 Проекты и чертежи, фиксирующие состояние застройки, показывают, что ведущим принци­пом планировки Екатеринбурга было формиро­вание геометрически правильной схемы города. К 1917 г. город получил ясную и четкую струк­туру с организованной системой видовых пер­спектив главных сооружений. Важным элемен­том его композиции служила система главных и второстепенных площадей. Регулярный план предусматривал благоустройство города буль­варами, скверами на площадях и набережной. Церковная и Торговая площади со стоящими на них Екатерининской и Богоявленской церквями, исполняя роль городского центра, смыкались на плотине и оспаривали друг у друга главенство [2] (ил. 1). Поднимавшиеся на южной гра­нице Торговой площади Святодуховская церковь и Максимилиановская церковь-колокольня подчеркивали ее значение в иерархии городских зон. Екатерининский и Богоявленский соборы совместно с Максимилиановской и Святодуховской церквями образовывали треугольник доминирующих в центре архитектурных верти­калей - основу пространственной организации Екатеринбурга.<...>

Ил. 1. Вид на центр Екатеринбурга с восточной стороны города: плотина, Торговая сторона.
1.Крестовая церковь Архиерейского дома; 2.Спасская (Толстиковская) церковь; 3.Александро-Невский собор Новотихвинского монастыря; 4.Свято-Духовская церковь; 5.Максимилиановская церковь (Большой Златоуст); 6.Богоявленский собор.

Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период классицизма (1785-1850)

Система панорамно-пространственных комплексов в композиции плана Екатеринбурга в 1829 г.
1-треугольник композиционных высотных акцентов исторического ядра;
2-центральный планировочный треугольник визуальных связей доминирующих над центром города;
3-планировочный треугольник визуальных связей доминирующих над южной частью города;
4-планировочный треугольник визуальных связей доминирующих над северной частью города.

В середине XVIII в. продолжилось развитие градостро­ительной идеи формирования застройки регулярного типа с выявлением главных городских магистралей посредс­твом церквей как градостроительных доминант. Новые каменные здания храмов зрительно усилили фиксацию в пространстве продольной оси главной транспортной магистрали с нанизанными на нее двумя площадями. Ко­локольни двух следующих по времени появления церквей - Святодуховской и Вознесенской - определили значение улиц, выявлявших меридианальную ось градостроитель­ной композиции. Именно по этим улицам прошли новые транспортные магистрали, пересекшие Торговую и Цер­ковную площади и дополнительно подчеркнувшие крестообразный каркас, образованный основой прямоугольной системы плана города - плотиной и руслом реки. Преимущественно воз­веденные на повышенной части ре­льефа, церкви задавали масштаб всей застройке и определяли ее характер. К последней четверти XVIII в. сло­жился архитектурный облик города, в котором нашли свое отражение пе­редовые тенденции развития русской архитектуры и традиционные черты уральских городов. Уже тогда была заложена основа градостроительно­го развития городской территории и зримо наметилась планировочная структура, которая легла в основу генерального плана Екатеринбурга первой половины XIX в. [4].<...>

Роль храмов в развитии плана Екатеринбурга в период стилиза­торства и эклектики (1850-1914).

С 1860-х гг. Урал утрачивает по­ложение ведущего промышленного района. Начинается сложный про­цесс хозяйственной переориента­ции экономики города. К 1870-м гг. Екатеринбург становится не столько центром горнозаводской промыш­ленности, сколько центром транзит­ной торговли между европейской и азиатской частью России. Середина XIX в. в архитектуре Урала отмечена сменой стилистического направления, но становление эклектики в местных условиях не повлекло отрицания при­емов классицизма. В основе компози­ционно-пространственной структуры прежнего города-завода лежал «гор­нозаводской» ансамбль. Вследствие свертывания горнозаводского про­изводства градообразующая роль заводского ансамбля ослабла, оказав существенное влияние на дальнейший ход градостроительных процессов в Екатеринбурге [7]. Вместо промышленных сооружений в 1860-1870-е гг. главенствующее положение в городе начинают занимать торговые площа­ди и торговые здания. <...>

Структура города и его про­странственно-видовые связи

За период с 1723 по 1914 гг. в про­цессе формирования архитектурного образа города условно можно вы­делить несколько сменявших друг друга этапов, в каждом из которых уделялось большое внимание градо­строительной роли храмов. <...>

Заключение

Прошедший в свое время по пло­тине Главный проспект предопре­делил ориентацию сетки уличного каркаса и, как следствие, характер восприятия храмовых ансамблей в панораме города. Из центра Екате­ринбурга, особенно с бульвара на пло­тине и набережных пруда, восприни­мался весь силуэт города. Все ведущие храмовые доминанты по отношению к главным точкам восприятия были обращены длинным северным фаса­дом. Такая постановка культовых зда­ний создавала сдвоенный акцент из купола и колокольни при взгляде на каждый из храмов ансамбля. Анализ высотного построения Екатеринбурга выявляет конкретные особенности пространственной организации его застройки, которые, отражая специ­фику природных условий, обеспе­чили целостность развивающейся городской композиции. Размещение центрального ядра в чаше природного амфитеатра подчеркивало кольцо доминант нескольких пространс­твенных зон. Пониженные части застройки в пойме реки и пруда, а также ориентированные на городс­кое ядро холмы были использованы для образования развитой сети зри­тельных связей. Архитектурное вы­ражение получили композиционные оси города, отвечавшие природным координатам поймы реки. Характер высотного построения Екатеринбурга соответствовал полицентричности его структуры. Особенность высотного построения композиции также оп­ределяла художественную сдержан­ность. Ограниченное число акцентов размещалось только на обоснованных планировочной структурой и природ­ными условиями участках, при этом в одном ведущем здании совмещалось несколько композиционных функций.

Библиографический список

  1. Регамэ С. К., Брунс Д. В., Омельяненко Г. Б. Сочетание новой и сложившейся застройки при ре­конструкции городов. М., 1989.
  2. Букин В. П., Пискунов В. А. Свер­дловск (Перспективы развития до 2000 года). Свердловск, 1982.
  3. Звагельская В. Е. Гражданская ар­хитектура Урала второй половины XIX - начала XX века. М., 1985.
  4. Мамин-Сибиряк Д. Н. Город Ека­теринбург // Статьи и очерки. Свердловск, 1947.
  5. Козинец Л. А. Каменная летопись города. Свердловск, 1988.
  6. Кириченко Е. И. Романтизм иисторизм в русской архитектуре XIX в. (К вопросу о двух фазах развития эклектики) //Архитек­турное наследство. №36 - С. 140.
  7. Голобородский М. В. Архитекту­ра храмов Екатеринбурга (XVIII - XIX вв.)дис.... канд. архитектуры: Екатеринбург, 2004.

Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика