Главная Журнал / Journal
Печать
Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА 

УДК: 72.03

ВЕРХОВЫХ Е.Ю. - магистр архитектуры, архитектор, ООО «Терем»
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

КАНОН В АРХИТЕКТУРЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА

Статья посвящена рассмотрению понятия канона применительно к архитектуре пра­вославного храма. В статье исследуется богословское понимание канона (регламен­тирующие и символические аспекты). Автор предлагает архитектурно-теоретическую трактовку данного понятия, выдвигает теоретическую модель формирования «сферы канона».

Ключевые слова: канон, архитектура православного храма, канон в архитектуре храма, церковное зодчество, архитектурный канон, строительство храмов.


VERHOVIH E.Y.

CANON IN ARCHITECTURE ORTHODOX CHURCH

The article considers the notion of the canon in relation to the architecture of an Orthodox church. The article investigates the theological understanding of the canon (regulatory and symbolic aspects). The author offers architectural and theoretical interpretation of this notion, put forward a theoretical model of the «sphere of the canon».

Keywords: canon, the architecture of an Orthodox church, the canon in the architecture of the temple, church architecture, an architectural canon, construction of temples.


Основная проблема, связанная с использованием понятия канона применительно к архитектуре пра­вославного храма, состоит в неод­нозначном и разнокачественном понимании данного определения богословами, учеными и зодчими. Такие словосочетания, как «архитек­тура храма канонична», «архитектура храма неканонична», «архитектурный канон», «канон в архитектуре храма» часто встречаются в ар­хитектурных кругах при оценке архитектуры православных храмов. Они употребляются на стадии обсуждения проектов, при строительстве храмов и, конечно, при восприятии и анализе построенного сооружения специалистами-ар­хитекторами и общественностью, без сомнения в действительности их существования, но и без выявления точного смыслового наполнения. Правомерно ли вообще использовать понятие канона применительно к архитектуре храма? И если да, то каково его содержание?

В нашем исследовании был поставлен воп­рос: «Сформулирован ли канон применитель­но к архитектуре храма в виде свода правил и требований специалистами-архитекторами и богословами?» Научный поиск не дал на него однозначного ответа. Вопрос канона приме­нительно к архитектуре православного храма является малоизученным. Информация о нем, в отличие от трактовок канона в изобразитель­ном искусстве, носит разрозненный характер.

Вопросом канона в архитектуре храма зани­мался А. С. Щенков в монографии «Об ико­нографии и тектонике православного храма», главным образом рассматривая интерьер храма [1]. И. Л. Бусева-Давыдова поднимает пробле­му наличия канона относительно архитектуры храма в церковных источниках и говорит о не­обходимости более подробного обзора и систе­матизации трудов Церкви для решения данного вопроса [2]. Многие исследователи употребляют слово «канон», «главные канонические основы построения церквей» относительно архитекту­ры храма, но без раскрытия его содержания и конкретных ссылок на источники. Немногие современные ученые, такие как А. Ю. Майниче-ва, Я. Л. Шаболдин, И. Л. Ильмуратова и др. [3, 4,5], предлагают собственную интерпретацию канона в архитектуре храма. Не обнаружено ни одного комплексного исследования по данному вопросу в целом. Можно сделать вывод о том, что некорректное употребление термина и ссылка на некий, по-разному интерпретируемый канон говорит об отсутствии сводного обобщающего взгляда на проблему.

Богословское понимание канона в архи­тектуре православного храма

Наиболее общее значение канона (греч. «норма, правило») трактуется как свод поло­жений, носящих нормативный характер [6, с. 80]. Применительно к церковным искусст­вам и церковной жизни в целом каноном называются все постановления Церкви, касающиеся вероучения, церковного устройства и религиозной жизни.

<...>

Рисунок 1. Схема трехчастного деления планировка храма Рисунок 2. Схема определенного (символического) количества глав в архитектуре храма

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что богослов­ское объяснение канона - богослов­ские требования применительно к архитектуре храма - в символическом прочтении заключается как минимум в трех правилах, практически всегда исполняемых:

1.  Трехчастность (или, как ми­нимум,  двухчастность):   притвор, храм, алтарь (или храм и алтарь) - присутствует в любой планировоч­ной структуре (крестово-купольной, кубической, центрической, типа «ко­рабль») и является символом Тро­ицы, трехмастного деления всего сущего: Троица, небесный мир и земной мир; трехчастности чело­веческого состава: дух, душа, тело и др. (рисунок 1).

2.   Определенное число глав (непременное условие в формооб­разовании храма) - опять же имеет строго символическое наполнение: «снаружи храмы древнейшие были одноглавыми, изображая тем единс­тво Спасителя, позднее строились пятиглавые, образуя чрез то Христа, окруженного четырьмя евангелиста­ми, иногда же большая глава - сред­няя - была окружаема и двенадцатью главами, по числу святых апостолов» [5, с. 98] (рисунок 2).

3. Ориентация храма по сторо­нам света, а именно алтарь храма должен быть ориентирован на восток, т. к. это символически знаменует сто­рону света и потерянного рая, допус­тимо отклонение продольной оси цер­ковного здания на 15 ° в южную или северную сторону [4]. Хотя в условиях современной градостроительной за­стройки новые храмы вписывают в существующую ситуацию зачастую уже по другим критериям - таким как исторический стиль окружающей застройки, красные линии, проезды, магистрали, расчет инсоляции и т. п., однако ориентация храмов, его алтаря на восток почти всегда исполняется (рисунок 3).

Архитектурно-теоретическое понимание канона в архитектуре православного храма

 Богословское понимание канона применительно к архитектуре православного храма, на наш взгляд, является основополагающим. В то же время теоретики и историки ар­хитектуры, искусствоведы прорабо­тали большое количество материала, посвященного изучению традиций церковного зодчества. Поэтому по­мимо богословского необходимо рассмотреть архитектурно-теоретичес­кое понимание канона применительно к архитектуре православного храма. Вне зависимости от периода возведе­ния здания, его архитектурного стиля в сознании людей, как профессиона­лов, так и обывателей, существует устойчивый традиционный архитек­турный образ храма, далее условно именуемый -«каноническим» образом храма, который остается актуальным и сегодня. «Канонический» образ хра­ма трактуется нами как устойчивый образ, который сложился исторически и закрепился в сознании окружающих людей от просмотра архитектурного облика храма.

Рисунок 3. Схема ориентации алтаря храма на восток Рисунок 4. Схема формирования сферы канона в архитектуре храма

Прежде чем перейти к трактовке канона применительно к архитектуре храма, с архитектурно-теоретической точки зрения, определим, каким обра­зом формируется сфера канона и под влиянием чего создается архитектурное произведение - сам храм. Процесс формирования показан графически на схеме (рисунок 4). В данном случае объектами формирования служат архитектурное произведение - сам храм - и творчество архитектора, они испытывают на себе прямое влияние нижеуказанных субъектов. Сфера канона формируется вокруг объекта как система мнений.

Заключение

Обозначая теоретическое осмысление канона в архитектуре русского православного храма, в данной статье из множества разнообразных мнений выделяются два главных его понимания, такие, как богословское и архитектурно-теоретическое:

  1. Богословское объяснение канона, которое заключается в Богооткровенном идейном содержании храма, символическом содержании и смысле архитектурного формообразования храма и письменных или устных предписаниях Церкви, регламентирующих  строительство храмов. Богословские требования в большей степени существует вербально. Действительно каноничным является символическое содержание храма, символическое значение его отдельных частей и форм.
  2. Архитектурно-теоретическая трактовка канона, которая на основании богословского объяснения, формирует сферу канона, как систему традиций храмового зодчества и устойчивых правил формообразования, обеспечивает тем самым, одновременно неизменяемость и вариативность архитектуры храмов. Сферу канона и сам храм, как архитектурное произведение, формируют субъекты: Церковь - духовенство, государство и идеология государства, потребитель (в т.ч. заказчик) и культура (светская) в  целом.
  3. Богословские требования и архитектурно-теоретическая  трактовка канона, взаимно дополняя друг друга, формирует «каноничный» архитектурно-художественный образ православного храма в восприятии людей и общества в целом.

Библиографичсекский список

  1. Щенков А.С. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России  // Храмостроительство в России. Традиции и современность: тез. докл. – М., 1996.
  2. Бусева-Давыдова И.Л. К проблеме канона в православном храмостроении // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004.
  3. Майничева А. Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Новосибирск,2000.
  4. Программа-задание и краткие методические указания по составлению курсового проекта на тему: «Приходская церковь в микрорайоне» /сост. Я.Л. Шаболдин. Н.Новгород, 2000.
  5. Ильмуратова И.Л. Принципы формирования интерьера православного храма: дис. … канд.арх-ры.- Екатеринбург, 2000.
  6. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.
  7. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1992.
  8. Мокеев Г.Я. «Небесный град» // «Москва – 850 лет» - «Московские учебники», М., 1996. Т. I.
  9. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. – М.: Русскiй Хронографъ1991, 2004.
  10. Кудрявцева Т.Н. Влияние Кормчей книги на формирование традиций церковного строительства Древней Руси // Архитектурное наследство, 1995.
  11. Дьяченко Г. Православный храм. Киев, 2005.
  12. Дземешкевич П. Ф. Опыт возрож­дения храмоздательства. Омск, 1999.
  13. Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры, осо­бенно русские. М., 2000.
  14. Prima   redaction   consumata   a reverendis mine patribus virisque in hire canonico necnon in tota latinate peritis recognoscenda: Кодекс Кано­нического права, обнародованный властью Папы Иоанна Павла II / Книга IV/ О служении освящения в церкви Канн. 834-1253. URL: http://www.agnuz.info
  15. Шамаро А. А. Русское церковное зодчество: символика и истоки. М., 1988.
  16. Вавер О. Ю. Мировоззренческие основы древнерусской садовой культуры // София: рукописный журнал Общества ревнителей рус­ской философии. Вып. 5. 2002. - URL: http://www.eunnet.net/sofia
  17. Флоренский П. Иконостас. М.,1994.
  18. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Рус­ский православный храм. Сим­волический язык архитектурных форм // К Свету. 1991. № 17. С. 65.
  19. Троицкий Н. Христианский пра­вославный храм в его идее // К Свету. 1991. № 17. С. 22.
  20. Юрасова И. В. Символика архи­тектурных форм русского пра­вославного храма. Связь с идеей православного храма. URL: http://www.sgu.ru/publication
  21. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии (система искусств в струк­туре мировых религий). М., 1977.
  22. Михайлов Б. О критерии «цер­ковности» в храмовом зодчестве // Храмостроительство в России. Традиции и современность : тез. докл. М., 1996.
  23. Даркевич В. П. Зодчество Андрея Боголюбского: идейные предпо­ сылки // Византия. Русь. Западная Европа. Искусство и культура: тез. докл. конф. СПб., 1997.
  24. Сулименко С. Д., Пищулина В. В. Роль и предпочтения заказчика в архитектуре сельских право­славных храмов Области Войска Донского в 1840-1880 гг. // Архи­тектурное наследство. Вып. 44. М., 2001.
  25. Гожева Н. А. Буддийский канон в традиционном искусстве Лаоса: автореф. дис... канд. искусств. М., 2006.
  26. Ходнев С. Эволюция архитектуры Западного христианства // Проект Россия. Религия (№ 22). 2001. № 4.

Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика