Главная Журнал / Journal
Печать
Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА 

УДК: 72.03

ПОБЕДИМСКАЯ С. - PhD. Никосия, Кипр
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА РОСПИСИ ХРАМА

Статья посвящена вопросам символики и канона в художественной системе росписи православного храма. Автор прослеживает библейские корни основных мотивов и сюжетов, поясняет символическое значение их расположения в определенных частях храма, представляющего собой образ мира. Автор особо останавливается на преломлении христианского канона во фресковой живописи православных храмов Кипра.

Ключевые слова: религиозная живопись, фрески, роспись православного храма, церковная архитектура Византии.


POBEDIMSKAYA S.

ART SYSTEM OF PAINTING TEMPLE

The article deals with symbolism and canon in art system of painting an Orthodox church. The author traces the biblical roots of the main motifs and themes, explains the symbolic significance of their location in certain parts of the temple. The author especially dwells on fresco painting of the Orthodox churches of Cyprus.

Keywords: religious paintings, frescoes, painted Orthodox church, Byzantine church architecture.


Ил.1. Интерьер Кафедрального Собора Святого Иоанна Богослова в Никосии. 1662 г. В росписи храма участвовали критские ходожники Теодорос Пулакис (1672 г.), Иоаннис Корнаро (1795 г.) и иеромонах Иоанникиос.

Художественная система церковного ансамбля, несущая в мир образ Спасителя, Человека и Вселенной,включает в себя не только архитектурный облик храма, но и его внутреннее убранство. О полезности украшения храмов священными изображениями часто говорили известные святители - Отцы раннехристианской Церкви. Их высказывания, дошедшие до нас из глубины веков, сохранились в различных исторических документах и свидетельствах. Святитель Василий Кесарийский (IV в.), именуемый Великим, в одном из своих писем сообщал императору Юлиану Отступнику, что во всех храмах Каппадокии изображают Христа, Богоматерь, апостолов, пророков и мучеников. В их создании, считал он, зрится небесная красота и ощущается духовное ликование, ведь «то, что произнесенное слово являет через слух, то живописание показывает в молчании через подражание». Нил Синайский (V в.) в своем послании к епарху Олимпиодору предлагал воспроизводить на стенах храмов сцены из Ветхого и Нового Заветов. Подобно тому, как эмоционально сильно Преображение Христа воздействовало на Его учеников, увидевших просветленный лик своего Учителя, так и религиозная живопись призвана вести верующих по пути духовного совершенствования. Святой Иоанн Дамаскин (VII в.), один из ведущих теоретиков иконопочитания, ясно и блистательно выразил свою мысль о постижении и созерцании иконной и фресковой живописи: «Я увидел человеческий образ Бога, и моя душа была спасена».

Обращение изобразительного искусства к стенописи проявилось уже во времена раннего христианства. Уникальные примеры фресковой живописи сохранились до наших дней в римских катакомбах и скальных церквях Каппадокии. Эти древние сооружения, служившие первым христианам тайными убежищами и просторными храмами, святилищами и местами погребения, расписанные символическими образами и сюжетами из Ветхого и Нового Заветов, остались для потомков удивительным явлением в истории христианского искусства.

<...>

Уникальные росписи древних храмов Кипра, символизируя идею Церкви Вечной, призывают к возвышенному и прекрасному, открывая для каждого входящего дорогу к постижению и созерцанию божественной благодати, запечатленной в таинственном мире фресок. По этому зримому пути православия ведут нас святые и мученики, пророки и апостолы - все те, чьи образы выписаны на стенах величественных храмов больших городов и маленьких деревенских церквушек удивительного острова Кипр. Пожалуй, ни в одном музее мира не увидеть всей истории развития византийских росписей так, как в кипрских церквях, приютившихся высоко в горах. Пребывая в их таинственном мире, каждый обретает то, что ищет, и осознает, что через созерцание можно постичь все, что сказано языком образов.

Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика