Главная Журнал / Journal
Печать
Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА 

УДК: 726.03

РАСКИН А.М. - канд. искусствоведения, профессор каф. истории искусств УрГУ
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

РОТОНДАЛЬНЫЕ ХРАМЫ -ФЕНОМЕН В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗОДЧЕСТВА

Статья посвящена изучению ротондальных храмов России, возводившихся по большей части на рубеже XVIIf-XIX вв. Автором прослежены истоки ротондальных сооружений, начиная с античности, определены специфические черты отечественных ротондальных храмов, в том числе Урала и Сибири. В статье установлено место Урала по количеству храмов, по качеству строительства, а также пердставлен первый осуществленный проект ротондального храма на Урале.

Ключевые слова: ротондальный храм, русская архитектура, храмовое зодчество, феномен, знаменитые зодчие.


RASKIN A.M.

ROTONDALNY TEMPLES - THE PHENOMENON IN THE HISTORY OF DOMESTIC ARCHITECTURE

This article is devoted to rotunda churches in Russia, erected at the turn of the XVIII-XIX. The author has traced the origins ofrotundal constructionsfrom antiquity. In this article the specificfeatures of domestic rotundal temples, including Urals and Siberia. The article established the place of the Urals on the number of temples and the quality of construction. The author has also established the first rotunda temple in the Urals.

Keywords: rotondalny temple, russian architecture, church architecture, phenomenon, well-known architects.


Cлово «феномен» - не гипербола, оно отражает действительный ха¬рактер явления, имеющего вполне определенные территориальные, временные и прочие рамки, к тому же крайне ограниченные. Притом что общее количество ротондальных храмов по сравнению с десятками тысяч других, построенных в России за ее историю, насчитывает (с учетом утраченных) семьдесят пять объектов такого рода (т. е. плюс-минус восемь десятков), их архитектура, как правило, высокого качества, а среди их создателей имена выдающихся мастеров - В. Баженова, М. Казакова, Н. Львова, О. Бове, Л. Руска и незаслуженно забытых В. Могульского и И. Подъ-ячева. При этом стоит сказать, что многие из до сей поры не атрибутированных ротондальных храмов выполнялись мастерами круга В. Баженова и М. Казакова (его в первую очередь) не без участия учителей.

Время возведения большего числа этих храмов ограничивается 1760-1830-ми гг., т. е. охватывает менее столетия, включая время правления Екатерины II, Павла I и Александра I. За весь предшествующий этой волне строительства период было возведено лишь несколько ротондальных храмов: четыре из них во время правления Петра I и один - при Елизавете Петровне. Совершенно справедливо внимание историков архитектуры привлек лишь один из них - построенная в имении князя Долгорукова Подмоклово (близ Серпухова) Богородицкая церковь (1714-1754). Как полагают, автором был итальянец Карло Фонтана, воплотивший в ее облике и античные, и ренессансные традиции и черты европейского барокко. Сохранение основных черт от античности до Богородицкой церкви представляют ил. 1 и 2.

 

Ил.1.
1 - древний фолос в святилище Аполлона, Дельфы, ок.580 г.до н.э.
2 - большой фолос в святилище Афины Пронайи, Дельфы, начало IV в. до н.э.
3 - храм Сибилии, Тибур, начало I в. до н.э.
4 - круглый храм, Баальбек, I-III вв.

  Ил.2.
1 - церковь Сан Витале, Равенна, между 526 и 547 г.
2 - Баптистерий в Пизе, 1153 г., XIV в.
3 - Оратория Санта Мария дельи Анджели, Флоренция, 1427-1436 гг.,арх.Брунеллеско
4 - монастырская часовня Темпьето (Рим, 1502 г., арх.Браманте)
5 - Церковь в Аррича, 1664 г., арх.Берннини
6 - Богородицкая церковь, усадьба Долгорукого Подмолкого, 1714-1754 гг., арх.К.Фонтана

Об этой церкви во «Всеобщей истории архитектуры» сказана лишь одна фраза: «Интересный пример ротондального храма - церковь в селе Подмоклое...» [1, с. 183]. В «Истории русской архитектуры» - чуть больше, но уже в контексте начала формирования типа центрических храмов-ротонд [2, с. 330]. Как ни странно, в том и в другом случае указывалась лишь дата окончания строительства церкви - 1754 г., хотя оно было начато сорока годами ранее. К тому времени был сформулирован заказ и выполнен проект. Именно эту церковь можно считать «первой ласточкой», определившей взлет строительства храмов подобного типа с екатерининских времен, который наступит почти столетие спустя. Причины этого явления имеют не столько стилистические корни (от барокко к классицизму), сколько лежащие в сфере культурологии, социологии и даже политики.

Учет этих проблем может объяснить не только изменения, которые находили отражение в архитектурных решениях ротондальных храмов, но временные рамки, в которые уместились сроки возведения их основной части, и региональные границы, за которые их возведение, за самым редким исключением, не выходило.

Прежде чем ответить на эти вопросы, связанные с российской историей, ее культурой и политикой, стоит кратко оговорить историю создания храмов-ротонд в европейском зодчестве, минуя создание круглых в плане строений, истоки которых обнаруживаются в первобытности.

<...>

Заключение

Учитывая особую для Урала исто-рико-телекультурную и художествен­ную ценность ротондальных храмов, следует изыскать средства для их окончательной реставрации и возвра­щения им первоначальных функций.

Список литературы

  1. История русской архитектуры. М., 1956. С. 330.
  2. Всеобщая история архитектуры. М., 1960. Т. 6. С. 183.
  3. Альтшуллер Б. Л., Дьяконов М. В. и др. Памятники архитектуры Московской области. Каталог. М., 1975. Т. I и Т. II.

 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика