Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА 

УДК 72.03

ИЛЬМУРАТОВА И.Л. - архитектор-дизайнер ООО«АПМ-1»
e-mail: inna Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

АГРАНОВИЧ В.А. - ведущий архитектор научно-реставрационного отдела УралНИИпроект РААСН, ст. преп.УралГАХА
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ПРОСТРАНСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья посвящена обзору практической деятельности по освоению такой специфической архитектурной отрасли как проектирование и строительство православных культовых зданий, а также решение их интерьерного убранства в условиях современности. Авторы выявили, что переход к новому художественному мышлению в массовом сознании, до сих пор остающемся в рамках эстетики XIX в., смог бы обусловить возникновение новых предметных форм в православном культовом искусстве.

Ключевые слова: православный храм, церковный интерьер, художественные принципы организации интерьера храма.


ILMURATOVA I.L.

AGRANOVICH V.A.

SPACE OF ORTHODOX CHURCH: PAST AND PRESENT

Article is devoted to the practical activities review on development of such specific architectural branch as designing and building of orthodox cult buildings. The authors examine the interior decoration of Orthodox churches in the conditions of modernity. The authors found that the transition to the new artistic thinking in the mass consciousness, still remaining within the aesthetics of the XIX century.

Keywords: orthodox church, church interior, the art principles of organization of the interior of the temple.


 

Парланд А.А. Храм на крови. Плафон. Санкт-Петербург

Проектирование современного культового здания для архитектора - серьезная и ответственная задача. Еще больше вопросов возникает в процессе создания церковного интерьера, ведь отсутствует свод норм, правил, на которые должен опираться профессионал в своей работе. Умение спроектировать полноценный православный храм - проявление «высшего пилотажа» зодчего (в данном случае под этим словом подразумеваются и архитектор, и конструктор).

Следует признать, что в силу разного рода обстоятельств на сегодняшний день процесс проектирования и возведения архитектурной «оболочки» культового здания остается отторгнутым от разработки ансамбля внутреннего убранства. В этом проявляется характерная для современного профессионального мышления узкая специализация и, как следствие, узость мышления, дихотомия формы и содержания, экстерьера и интерьера. Это приводит к разделению специалистов на «архитекторов» и «дизайнеров», т. е. на тех, кто формирует жесткую неподвижную оболочку, и тех, кто затем более или менее успешно пытается внедрить в нее подвижную предметную среду. Однако такой способ разработки храмового пространства, практикуемый до сих пор, изначально неверен.

Православный храм, как устоявшаяся смысловая система, не является результатом суммирования композиционных приемов и художественно осмысленных утилитарных объектов или полем для формальных экспериментов. Он представляет собой наиболее сложный из всех существующих тип здания, совершенного и самодостаточного. Создание и осмысление всех особенностей формирования православного храма лежит не только, а зачастую и не столько в области сугубо профессионального мышления архитектора. По большей части проблематика проектирования церквей коренится совсем в иных по сравнению с остальными типами зданий основаниях: принятии (или непринятии) богословской концепции мира, которая должна быть выражена во вполне устоявшемся комплексе идей и форм.

<...>

 

Тон К. Храм Христа Спасителя. Интерьер 1.

Нормативная документация не дает исчерпывающего знания о том, как строить и оборудовать храмы. Однако данного рода информация существует: в трактатах по теории классической архитектуры, богословских книгах, иной специальной литературе. В качестве регулирующего механизма в православной храмовой архитектуре, скорее, должен выступать не «норматив», а «канон», каковым он был на протяжении почти десяти веков. В данном случае под «каноном» нужно понимать единую, целокупную архитектурно-богословскую модель православного храма. Он касается как трактовки всего объемно-пространственного решения культового здания, так и формально-содержательной трактовки каждого из элементов, наполняющих его пространство физически и духовно. Сам по себе каждый такой элемент, а если выражаться специальным языком - «священный предмет», обладает сакральным смыслом, выраженным в художественно-символическом образе-«знамении». Непосредственно в своей форме каждый из таких об­разов-символов содержит то, что он обозначает. Все они, употребленные в правильном контексте, являются неотъемлемыми частями общего смысла храмового пространства, которое представляет собой архитектурно-художественное выражение богословской модели мира.

<...>

Заключение

Таким образом, при разработке храмового пространства, радикального по своей формальной новизне, выразительные средства не должны противоречить неизменной сути вещей - касается ли это схемы объемно-пространственной организации храма в целом или сакрального смысла каждого из священных предметов. Переход к новому художественному мышлению в массовом сознании, до сих пор остающемуся в рамках эстетики XIX в., смог бы обусловить возникновение новых предметных форм в православном культовом искусстве. В сложившейся в последнее десятилетие культурно-общественной ситуации ретроградный характер эстетических предпочтений «масс» был бы не самым худшим вариантом. Наблюдается практически полная бесчувственность «массового сознания» к большой художественной проблематике. И в данном случае, разумные охранительные тенденции, основанные на изучении и систематизации наследия прошлых эпох, вплоть до примеров талантливых (обязательно талантливых!) стилевых имитаций, необходимы не менее чем радикальные поиски нового, часто грозящие обернуться потаканием дурному вкусу, падкому на сенсации. Подобно тому, как сбережение сокровищ, вся ценность которых неведома, не­обходимо в лихолетье войн, «мора и глада». 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Головин Н. В. Васнецов. СПб., 1905.

2.  Кириченко Е. Художник в архитектуре русского модерна // ДИ СССР. 1968. № 11. С. 13-17.

3.  Киселева Е. Московский художественный кружок. Л., 1979.

4.  Лелеков Л. Монументальная живопись Н. К. Рериха. Исследования и реставрация. М., 1974.

5.  Лобанов В. Виктор Васнецов в Абрамцеве. М., 1928.

6.  Лобанов В. Виктор Васнецов в Москве. М., 1961.

7.  Масалина Н. Церковь в Абрамцеве // Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX вв. М., 1978. С. 47-58.

8.  Поленова Н. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922.

9.  Агранович  В. А.  Реставрация церкви во Имя Казанской иконы Божьей Матери в с. Абрамцево, или История одного дипломного проекта//Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. №1

10. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1978. Настольная книга священника: в 4 т. М., 1984.

 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика