Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА 

УДК 72.03

ВИННИЦКИЙ М.В. - канд. архитектуры, доцент УралГАХА
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ФАЯНСОВЫЕ ИКОНОСТАСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ: АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена вопросам истории возникновения, стилистики и архитектурно-художественных характеристик фаянсовых иконостасов православных храмов. Автор прослеживает преемственность в композиционном решении фаянсовых иконостасов рубежа XIX-XX вв. и современных образцов. Приводятся примеры создания фаянсовых иконостасов в современных православных храмах.

Ключевые слова: иконостас, православный храм, изразцы, конструкция керамических иконостасов, композиция иконостаса, символика иконостаса.


VINNITSKY M.V.

ORTHODOX FAIENCE ICONOSTASIS: ARCHITECTURE-ART AND SYMBOLIC FEATURES

The article deals with the history of origin, style and architectural and art characteristics of pottery iconography of the Orthodox churches. The author traces the continuity of the composite solution pottery iconography turn of XIX-XX centuries. The author provides examples of pottery in the iconography of modern Orthodox churches.

Keywords: iconostas, an Orthodox church, tiles, ceramic design iconography, the composition of the iconostasis, the symbolism of the iconostasis.


Иконостас Воскресенского скита Спасо-Преображенского монастыря. Ваалам.

Иконостас - необходимая и неотъемлемая принадлежность православного храма, главный архитектурный и духовный элемент интерьера. Иконостас появился в первых веках христианства. Его развитие началось с предалтарной преграды византийских храмов, имевшей вид открытой колоннады, перекрытой архитравом. В русских храмах предалтарная преграда постепенно заполняется иконами, которые стали устанавливаться в несколько ярусов. Этот процесс, по мнению большинства исследователей, заканчивается в XVI-XVII вв. Его результатом стал классический русский иконостас, содержащий пять ярусов икон.

В архитектурном плане иконостас представляет собой сплошную стену, отделяющую алтарь от остального храма и распространяющуюся в ширину от северной до южной стены, а в высоту до сводов.

Заключение

Фаянсовые иконостасы - значи­тельное явление художественно-куль­турной жизни России рубежа XIX-XX вв. Это подтверждается большим размахом их производства вплоть до 1917 г., высокой оценкой современ­ников, широкими территориальны­ми границами их применения. Фаян­совые иконостасы не противоречат региональным архитектурно-худо­жественным традициям, а выражают общероссийские архитектурные, ху­дожественно-стилистические и куль­турные особенности времени поиска национальной идеи России в собс­твенной истории и культуре.

Фаянсовые иконостасы - это еще и история одного из самых известных и успешных промышленных предпри­ятий - Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, ставшего одним из символов технического и индустриального развития России в начале XX в.

Возрождение производства фа­янсовых иконостасов на рубеже XXI-XX вв. - часть общего процесса возрождения традиций храмового зодчества в России. Современные фаянсовые иконостасы и киоты воп­лощают лучшие российские традиции архитектуры и иконографии.

На архитектуру фаянсовых ико­ностасов влияют православные кано­ны, архитектура интерьеров храмов, технология керамического производс­тва.

Канон обусловил объемное реше­ние фаянсового иконостаса в виде стены или объемного сооружения, отделяющего алтарь. В общей компо­зиции иконостаса выделяются необ­ходимые элементы - Царские врата и центральная часть. Ритмический шаг горизонтальных и метрический шаг вертикальных композиционных осей иконостаса обусловлены каноничес­кой последовательностью размеще­ния икон. Символическое объяснение находят пирамидальный силуэт, архи­тектурные элементы, декор, цветовая гамма керамических иконостасов.

При устройстве иконостасов до­стигается единство и сомасштабность с интерьером храма, обусловленные пропорциональной зависимостью габаритов иконостаса и размеров его частей от параметров пространства.

Особенности керамики и техноло­гии производства отразились на конс­трукции иконостасов, декоративно-художественных качествах: четкости и гладкости форм деталей и рельефного декора, многообразии применяемых цветов пастельного тона.

Фаянсовые иконостасы поражают и восхищают совершенством форм, богатством декора, яркостью красок и позолоты, создают впечатление тор­жественности и величественности в единении со всем декоративно-худо­жественным убранством храмов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1   Бетин Л. А. Об архитектурной ком­позиции древнерусского высокого иконостаса // Древнерусское ис­кусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней кня­жеств. С. 41-56.

2   Бубнова Е. А. Конаковский фаянс. М., 1978.

3   Бусева-Давыдова И. Л. Русский иконостас XVII века: генезис типа и итоги эволюции // Иконостас. М., 2000. С. 621-646.

4   Звездина Ю. Н. Растительный декор поздних русских иконостасов. О за­падных источниках символики. // Иконостас / ред. А. М. Лидов. М., 2000. С. 651-669.

5   Иконников А. В. Историзм в ар­хитектуре. / ред. А. М. Лидов. М., 1997.

6   Сведения о торговой деятельнос­ти «Высочайше утвержденного Товарищества производства фар­форовых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». М., 1898.

7   Токмаков И. Историко-статисти-ческие сведения о производстве фарфоровых и фаянсовых изделий Высочайше утвержденного Товари­щества М. С. Кузнецова. М., 1893.

Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика