Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА

УДК 72.03(09)(086.6)

КОЛОБАЕВА Т. В. - старший преподаватель кафедры графики ЮУрГУ
e-mail: kafedragrafiki®mail.ru

АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВЕЙ ЮЖНОГО УРАЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВВ.

Статья посвящена архитектурным особенностям культовой архитектуры Южного Урала второй половины XIX - начала XX вв. Автором выявлены характерные черты архитектуры культовых зданий этого периода, рассмотрены композиционные решения церквей, а так­же приведены описания храмов.

Ключевые слова: особенности архитектуры каменных православных храмов Южного Урала второй половины XIX - начала XX вв., стилизаторство, эклектика, классицизм, стилеобразование.


KOLOBAEVA Т.V.

ARCHITECTURE OF TEMPLES OF ORENBURG XVIII - THE MIDDLE OFXLX CENTURY

The article is devoted to architectural features of orthodox churches of Orenburg XVIII - the middle of XIX centuries. Characteristic lines of architecture of cult buildings in occurrence and settlement growth are revealed. Are considered composite decisions of churches. Descriptions and history of building of temples are resulted.

 Keywords: The article is devotedto the architecturalfeatures of religious architecture in South Ural second half of the XlX-early XX centuries. The author reveals the characteristic features of architecture of religious buildings of this period. The article deals with composite solutions of churches, as well as the descriptions of the temples.


Булзи. Церковь Покрова (1886-1894). Фото Ю.К. Барского.

До недавнего времени архитектура второй половины XIX - начала XX вв. России рассматривалась I относительно односторонне. В отечественной науке конца 1950-1960-х гг. при рассмотрении архитектуры этого периода при­держивались в основном функционально-конст­руктивного подхода и меньше всего внимания уделяли содержательным основам стилистики. Это объяснялось конкретными историческими условиями, в которых работали ученые. Специ­фика советской идеологии не позволяла в полной мере раскрывать содержание художественных приемов и форм эклектики как интересного ху­дожественного явления. Сочетание различных стилей в эклектике связывали с исчезновением архитектурных закономерностей, подчинявших второстепенные элементы главному, и трактова­ли как утрату композиции как таковой, деком­позицию архитектуры.

Определение архитектурного стиля XIX в. как эклектического впервые дано в 1837 г. Н. В. Кукольниковым на страницах «Художест­венной газеты». Термин тогда не имел оттенков неодобрения или пренебрежения, больше того, он произносился с гордостью. Автор с удовлет­ворением констатировал: «стиль нашего вре­мени - эклектический», а через несколько лет подтвердил свое мнение высказыванием: «Один из высочайших периодов развития русского зод­чества - наше время», т. е. 30-40-е гг. XIX в. [1, с. 38].

На современном этапе развития российской науки большинство исследователей придерживаются точки зрения, согласно которой в период преобладания классицизма с конца 1820-х по 1890-е гг. появлялись архитектурные направ­ления, включавшие в себя элементы эклектики.

По мнению теоретика архитектуры Е. И. Ки­риченко, в эклектике можно различить два этапа - романтизм и историзм. В культурных центрах России зарождение эклектики совпадает с ее пер­вым этапом - романтизмом, приходящимся на 1800-1810-е гг. Стремление к зримому выраже­нию в облике православных храмов националь­ной идеи, национальной принадлежности восхо­дит к самому началу XIX века. В 1820-1840-е гг. одновременно сосуществовали такие направле­ния как классицизм и романтизм. На период с конца 1820-е по 1840-е гг. в Центральной Рос­сии приходится время зрелости романтизма. В 1850-1860-е гг. происходит угасание романтизма и начальный этап развития историзма. Эта фаза эклектики достигает полноты своего развития в 1870-1890-х гг. [2, с. 132].

Грачевка. Церковь Александра Невского (1885). Фото Т.В. Колобаевой.

Содержательные основы эклектики и класси­цизма были различны. Государственная этика классицизма представляла долг гражданина как служение государству. Характерные для архитек­туры классицизма каноны - соподчиненность, иерархичность структурно-образной системы определяли и представляли в широком и профес­сиональном сознании типологические признаки высокой культуры, олицетворяли совершенство, гармонию, спокойствие. Направленность класси­цизма на «вечные», вневременные эстетические ценности, на идеал и порядок, «стремление к строгости и величавости противостояли дисгармонии окружения, суете, тревоге за будущее» [3, с. 55].

<...>

Заключение

Культовая архитектура эклектики на Южном Урале интересна много­образием сочетаний ее стилевых на­правлений. Сохранившиеся храмы направления эклектизма, несмотря на значительность разрушений и потери декора, количественно преобладают над церквями других стилей. Многие из них до сего времени остаются глав­ными градоформирующими доминан­тами поселений.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1   Кириченко Е. И. Русская архитек­тура 1830-1840-х годов. М., 1982.

2   Архитектурное наследство. Вып.36. Русская архитектура / ВНИИ тео­рии архитектуры и градостроитель­ства ; под ред. Н. Ф. Гуляницкого. М., 1988.

3   Хаит В. Л. Классика - навсегда!? // Проблемы Российской архитек­турной науки: сб. науч. тр. членов отделения архитектуры РААСН. С. 54-57.

4   Оренбургские епархиальные ведо­мости. Оренбург, 1902.

5   Русское градостроительное искус­ство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века / ВНИИ теории архитектуры и гра­достроительства ; под общей ред. Е. И. Кириченко. М., 2001. 

 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика