Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2010

АРХИТЕКТУРА

УДК 72.03

ИЛЬМУРАТОВА И.Л.  - архитектор-дизайнер ООО«АПМ-1»
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ЦЕРКОВНЫЙ ИНТЕРЬЕР НА УРАЛЕ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена проблемам создания церковного интерьера на Урале на опыте проектирования церкви преподобного Серафима Саровского в г. Новоуральске и часовни Александра Невского в г. Екатеринбурге. Автором рассмотрены стилевые и формальные особенности элементов интерьера: светильников, лампад, паникадила и т. д., а также их связь с символикой православного храма.

Ключевые слова: церковный интерьер, церковная утварь, иконостас, хорос, символика православного храма.


ILMURATOVA I.L.

CHURCH INTERIOR IN URAL: EXPERIENCE IN DEVELOPING AND IMPLEMENTING

The article is devoted to the problems of creation of the church interior in the Urals. The work was carried out on the experience of designing the church of St. Seraphim ofSarov in Novouralsk and chapel of Alexander Nevsky Cathedral in Ekaterinburg. The author examined the stylistic andformalfeatures of the interior elements: lighting, lamps, chandeliers etc., as well as their connection with the symbolism of the Orthodox church.

Keywords: church interior, church plate, the iconostasis, khoros, the symbolism of the orthodox church.


Интерьер. Храм Серофима Саровского. Новоуральск. Общий вид. Интерьер. Храм Серафима Саровского. Новоуральск. Небо и паникадило.

Проблема организации церковно­го интерьера весьма актуальна. Строится и восстанавливается множество церквей. И если в сфе­ре храмостроительства у нас появились первые специалисты, есть хорошие мастера-резчики иконостасов и иконописцы, то о цельном ансамбле внутреннего убранства церкви никто не имеет понятия! Нет доступной литературы по этому вопросу, на Урале почти нет практических разработок. Упускаются из виду, пускаются на самотек такие важнейшие элементы интерьера как осветительные приборы, многочисленная утварь, в том числе и шитая. А ведь нередко именно они создают атмосферу храма, пере­водя его из области голой идеи в материально-чувственное, реально познаваемое человеком пространство. Сделать первые шаги по вос­полнению этого вопиющего пробела взялись сотрудники кафедры истории искусств и рес­таврации УралГАХА.

В1995 г. сотрудниками кафедры была спро­ектирована и построена церковь преподобного Серафима Саровского в городе Новоуральске Свердловской области. Церковь представляет собой трехсрубное шатровое строение на высо­ком подклете. Прототипом для нее послужили образцы северорусского деревянного культового зодчества. Вытянутая по продольной и верти­кальной осям композиция здания создает образ «ковчега спасения верующих», плывущего с запада на восток в живописном окружении белоствольных деревьев. Задачей проектировщиков было сохранить и в экстерьере, и в интерьере храма атмосферу на­родной эстетики - теплоты и яркой праздничности. Поэтому всю культо­вую утварь было решено также делать из дерева, а образцами для нее стали оригинальные народные деревянные изделия, наполнявшие деревенские церковные интерьеры в XIX - начале XX вв. Было решено выбрать в качес­тве основного материала дерево и в силу ряда материально-технических причин. Относительная дешевизна материала, несложность технологи­ческих процессов его обработки -только благодаря этим причинам по­явилась возможность самостоятельно и в сжатые сроки реализовать заду­манный проект. Осознанным решени­ем авторов было отойти от расхожих образцов церковной утвари Гартмана-Ропета, излишне сухих, дробных и копирующих лишь внешние признаки народных декоративных форм.

<...>

Заключение

Существеннейшая черта церковно­го интерьера - это его способность к саморазвитию. Так и в нашем случае, отпущенный в жизнь создателями, ин­терьер растет, изменяется. И, конеч­но, желательно, чтобы этот процесс контролировали специалисты. Опыт по освоению и организации такого специфического пространства, как церковный интерьер, еще невелик. Замысел автора не всегда находит полное и адекватное воплощение. Тем существеннее первые результаты, и тем интереснее продолжить работу в этом направлении, тем более что поле деятельности здесь действительно не­обозримо.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1   Кириченко Е. И. Русская архитек­тура 1830-1910 гг. М., 1978.

2   Настольная книга священника. М., 1984. 

 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика