Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2-2011

АРХИТЕКТУРА


УДК 725.94

КАПТИКОВ А.Ю. - кандидат искусствоведения, профессор УралГАХА e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Храмы Сольвычегодска и архитектура русского Севера XVIII века

В статье рассматриваются сольвычегодские церкви XVIII столетия, главным образом несохранившиеся, свойственные им композиционные и декоративные особенности, взаимодействие с памятниками других северных городов (Великий Устюг, Лальск) и местностей.

Ключевые слова: Сольвычегодск, церкви, русский Север, памятники архитектуры северных городов, композиционные особенности.


KAPTIKOV A.Y.

THE TEMPLES OF SOLVYTCHEGC DSK AND ARCHITECTURE OF THE RUSSIAN NORTH IN THE XVIII CENTURY

The article is devoted to churches of Solvytchegodsk of XVIII century. The author describes mainly not remained churches both their composite and decorative features. In article interaction of churches with monuments of other northern cities (Velikiy Ustyug, Lalsk) and districts is described.

Keywords: Solvychegodsk, churches, the Russian North, historical monuments of northern cities, composite features.


Сольвычегодск, древняя Соль Вычегодская, ставшая гнездом знаменитых Строгановых, благодаря которым еще с XVI  в. город занял видное положение в искусстве и архитектуре Руси. Здесь под их покровительством развивалась особая школа живописи, был сооружен монументальный Благовещенский собор (1560–1584), своеобразно преломивший устойчивые традиции Новгорода.

Уже на рубеже Петровской эпохи в дополнение к строгановской иконописной школе сформировалась строгановская школа зодчества, особая ветвь «московского барокко», представленная такими широко известными произведениями, как церковь Смоленской Божией Матери в Гордеевке  — пригороде Нижнего Новгорода (1693–1695), Рождественская в самом Нижнем Новгороде (1697–1718), Казанская в Устюжне (1694). А в Сольвычегодске строится великолепный Введенский собор одноименного монастыря (1689–1693). Этот храм, помимо новаторской системы сводов, позволившей перекрыть обширный и светлый интерьер без промежуточных опор, обладает богатейшим фасадным декором, специфической интерпретацией мотивов «московского барокко». Ему давно уделялось внимание исследователями Б.И.   Дунаевым [5], О. И. Брайцевой [2], В. П. Выголовым [1; 3], однако лишь самому по себе. Если делались сопоставления, то только с другими строгановскими постройками того времени либо, реже  — с Москвой и Подмосковьем. Между тем его воздействию на архитектуру соседних городов и областей Севера до сих пор не уделяется должного внимания.

Почти не привлекают внимания специалистов новые каменные храмы, создававшиеся в Сольвычегодске на протяжении всего XVIII столетия. Их описания бегло касался лишь В. П. Выголов [1]. Такое упущение можно в какой‑то мере объяснить тем, что из около десятка этих объектов ныне существуют лишь два. Хотя автору данной статьи удалось найти материал не по всем утраченным местным памятникам, имеющиеся в нашем распоряжении старые фотографии дают основание для описаний и некоторых обобщений. А опубликованная в XIX  в. летопись, которую составил сольвычегодский мещанин А. Соскин [8], наряду с изданием Императорской археологической комиссии [7], предоставляет достаточно надежные датировки.

Рисунок 1. Введенский собор в Сольвычегодске. Фото А.Ю. Каптикова Рисунок 2. Введенский собор в Сольвычегодске. Фрагмент. Фото А.Ю. Каптикова

Для начала можно утверждать, что определяющую роль в знакомстве северорусских заказчиков и строителей с появившимися тогда формами «московского барокко» сыграл именно Введенский собор. Ведь даже после того, как в Великом Устюге была построена Вознесенская церковь (1648) — блестящий образец «узорочья» середины XVII  в., не уступавший по живописности композиции убранства храмам Москвы, Устюг породил очень строгого облика, почти лишенные декора ансамбли Михаило-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей. Вероятно, не будь Введенского собора, Север еще дольше бы хранил новгородские традиции и, тем более, упомянутое «узорочье». О том, что оно и так удерживало там прочные позиции на стыке двух столетий, свидетельствуют Спасо-Преображенская летняя (1696) и Дмитриевская Дымковская (1700–1708) церкви в том же Устюге.

Первым, начавшим через архитектуру строгановского храма усваивать то, что несло в себе «московское барокко», стал Лальск, который до 1726  г. числился «пригородом» Соли Вычегодской. Конечно, как и позже в других местах, не могло быть и речи о перенимании уникальных сводчатых конструкций прототипа, да и в убранстве многое являлось недосягаемым (белокаменные детали, как полагают, специально выполнявшиеся для Введенского собора в Москве [1, с. 78], керамические панно галереи). Тем не менее граненые барабаны глав Воскресенского собора в Лальске (1698–1717) уже отражают новые веяния. Но они гораздо ощутимее в части декора. Несмотря на сохранение кокошников, здесь есть определенный архаизм членящих фасад колонок. В последних присутствуют капители с валиком  — подобием эхина и абакой. А на восьмерике придела  — капители ионического типа, на Руси, как известно, впервые исполненные строителями сольвычегодского Введенского собора. Оттуда же в уменьшенном виде заимствованы пилястрочки киота восточной стены, суживающиеся книзу вопреки канонам.

Ордерные, весьма барочные, наличники, которыми украшен строгановский храм, присутствуют и в Воскресенском соборе. Заслуживает удивления, как в ином материале  — кирпиче  — здесь удалось близко подойти к возможностям белокаменной резьбы. Окна обрамлены витыми колонками, несущими антаблемент и фронтончик. В верхних наличниках он  — тяжеловатый, треугольный с вырезами, заполненный орнаментом, в нижних  — дугообразный, разорванный посередине вставкой в виде яблока. Отметим, что у одного из наличников колонкам приданы даже коринфские капители. Словом, убранство Воскресенского собора приняло в значительной степени «строгановский» оттенок.

<...>

Заключение

Сольвычегодск существенно по-‑влиял на каменную архитектуру русского Севера своим выдающимся строгановским памятником –Введенским собором. Хотя это воздействие проявлялось лишь в сфере декоративного убранства, оно было длительным и плодотворным, способствовало приобщению местных мастеров к самым передовым для конца древнерусского периода формам, а возможно, облегчило им затем усвоение мотивов петровского и елизаветинского барокко.

Вышеотмеченное наблюдалось почти исключительно вне самого Сольвычегодска, который в XVIII столетии превратился в часть «периферии» устюжской школы зодчества. Тем не менее, и в это время в нем обнаруживаются отдельные специфические композиционные и декоративные черты, в первую очередь, сохранение на каменных храмах деревянных частей.


Список использованной литературы

  1. Бочаров  Г. Н., Выголов  В. П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. М., 1983.
  2. Брайцева  О. И. Строгановские по-‑2 стройки рубежа ХVII—XVIII  вв. М., 1977.
  3. Выголов  В. П. Архитектура барокко в Тотьме // Памятники русской архитектуры и монументального искусства : материалы и исследования. М., 1980.
  4. Дунаев  Б. И. Город Великий Устюг. М., 1915.
  5. Дунаев  Б. И. Город Сольвычегодск. М., 1914.
  6. Каптиков  А. Ю., Хрипунова  Л. И. Ансамбль одного памятника. Храм Покрова на Лузе // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Киров, 1996.
  7. Описание памятников русского зодчества по губерниям. Вологодская губерния // Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 61. Пг., 1916.
  8. Соскин  А.И. История города Соли Вычегодской древних и нынешних времен. Вологда, 1882.
  9. Тельтевский  П. А. Великий Устюг. М., 1977.
  10. Шильниковская  В. П. Великий Устюг. М., 1973.

 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика