Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2-2011

АРХИТЕКТУРА


УДК 725.8

ВЕСЕЛОВСКАЯ В.Г. - аспирантка УралГАХА
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Формирование архитектуры Театра оперы и балета в Екатеринбурге

В статье рассмотрены стадии проектирования, строительства и реконструкции театра оперы и балета. Автором приведены данные о разработке проекта театра архитектором В. Н.   Семеновым, об особенностях изменения проекта и строительстве театра архитектором К. Т. Бабыкиным. Отмечены изменения облика театра после реконструкции 1982  года архитектором А. Е. Заславским. Материал дополнен архивными фотографиями, чертежами каждого этапа его формирования.

Ключевые слова: театр оперы и балета Екатеринбурга, архитектура, реконструкция, особенности, изменения облика.


VESELOVSKAYA V.G.

THE HISTORY OF AN ARCHITECTURE CREATION OF THE EKATERINBURG STATE ACADEMIC OPERA AND BALLET THEATRE

The article describes a design, construction and reconstruction stages of the Ekaterinburg State Academic Opera and Ballet Theatre. This article includes same information about theater’s drafting which made by V. N. Semionov, about Babykin’s construction features and project modifications. Describes external changes of the theatre after reconstruction which was hraded by Zaslavskiy in 1982. In addition the article contains photos and schemes each of this stages.

Keywords: Opera and Ballet Theatre, architecture, reconstruction, particularly changes in appearance.


Важное градостроительное место в формировании главного проспекта города Екатеринбурга занимает государственный академический театр оперы и балета (рис. 1). Он является ведущим архитектурным элементом площади Парижской коммуны, привлекая внимание гостей и жителей города выразительностью внешнего облика, ярким декоративным убранством фасадов, красотой и удобством ландшафтной организации сквера и прилегающей к театру территории.

Рисунок 1. Екатеринбургский государ-ственный академический театр оперы и балета. Фото с сайта www.mr66.ru

История проектирования, строительства и реконструкции здания театра представляет особый интерес не только для исследователей культуры и истории Екатеринбурга, но и для многих жителей города.

Идея строительства здания Нового городского театра на бывшей Дровяной площади (ныне театра оперы и балета на площади Парижской коммуны) родилась у екатеринбуржцев еще в конце девятнадцатого столетия. Деньги на проектирование и строительство важного городского объекта культуры стали собирать и накапливать с 1892  г. Как полагалось, объявили конкурс. В марте 1903  г. на рассмотрение жюри поступило шестнадцать проектов. Лучшим был признан проект под названием «Светлана». Его автором был молодой пятигорский граждан-ский инженер Владимир Николаевич Семенов, через многие годы ставший доктором и академиком архитектуры, занявший пост главного архитектора Москвы в тридцатых годах. Однако в связи с тем, что к началу строительства театра автор проекта отсутствовал, принимая участие в Англо-бурской войне, разработку рабочих чертежей и руководство строительством доверили архитектору К. Т. Бабыкину, который вместе с инженером Т. И. Ремельтом выполнил все расчеты и осуществил рабочее проектирование. Он же вел и производство работ на площадке, а также авторский надзор за строительством. В рабочую группу вошли также скульптор А. Вейнберг и архитектор И. Янковский [2].

<...>

Здание театра имело граненую форму, с раскрытыми на фасад зрительным залом и фойе. Плавное закругление объема перебивалось фронтальным решением центральной части фасада, ризалитами с балконами и выступами лестничных клеток. Парадность и торжественность облика театра раскрыты и в фасадном убранстве — в многофигурных и портретных барельефах, скульптурной группе из трех муз на фронтоне, богатой лепнине, украшающей балконы с красивыми формами. Не менее богато отделан и зрительный зал.

Рисунок 2. Фасад театра по проекту В. Н. Семенова. Архив музея УралГАХА

По рисунку В. Н. Семенова фронтон здания по углам и в центре причудливыми лепестками венчали островерхие стелы (рис. 2). На уровне второго этажа был запроектирован балкон на весь фасад, на уровне третьего этажа  — еще три балкона. Фасад театра украшали две густо рустированные плоскости стен с геральдическими картушами. Стрельчатые окна подчеркивали величие здания. Архитектор широко использовал почти все элементы зодческой палитры, назвав свой конкурсный проект «Светлана».

В доработанном проекте К. Т. Бабыкина был изменен фасад здания. Его главное новшество состояло в том, что фигуры трех муз искусств находились на самой высокой точке фасада. На них длинные одежды, их позы величественны и вдохновенны. Это муза с нотной книгой, муза с горящим факелом и муза с лирой. Скульптуры как бы объявляли каждому, кто бросает взгляд в их сторону, что именно здесь живет и процветает высокое театральное искусство. В дополнение к скульптурной группе под карнизом пущен выполненный в классическом стиле фриз  — граждане древнего Рима в длинных хитонах собираются на зрелище. Фасады были выполнены на ренессансный манер, с элементами барокко.

<...>

Заключение

История создания Оперного театра в Екатеринбурге показывает, как талантливые, интеллигентные и внимательные к идеям своих коллег архитекторы бережно развивали изначальные замыслы создателя, не пытаясь громко заявлять об авторстве на объект, стремясь всякий раз глубже понять своего предшественника и сохранить его рациональные творческие идеи. Этот пример служит прекрасным уроком высокой нравственности современному поколению екатеринбургских зодчих.


Список использованной литературы

  1. Десятов В. Г. Константин Трофимович Бабыкин. Екатеринбург, 2007.
  2. Сидоров  М. Белый лебедь архитектора Бабыкина // Домострой. 2000. №10—11.
  3. Автобиография  К. Т. Бабыкина  // Архив музея архитектуры УралГАХА. Ф. 11. Оп. 5а. Д. 25.
  4. Заключение на реконструкцию 4 оперного театра искусствоведа Г. И. Фадеевой // Архив музея архитектуры УралГАХА. Ф. 11. Оп. 5а. Д. 27.

 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика