Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 3-2011

АРХИТЕКТУРА


УДК 72. 03

ЗВАГЕЛЬСКАЯ В.Е. - кандидат искусствоведения, профессор УралГАХА

Стилистика советской неоклассики в архитектуре городов Свердловской области послевоенного периода

На материале объектов архитектуры Свердловской области послевоенного периода в статье анализируются особенности развития стилистики неоклассики. Выделен круг общественных и жилых зданий, на примере которых рассматривается региональная специфика развития неоклассики. Определены хронологические границы развития стиля в условиях региона. Автором приведены проекты и памятники советской нео-классики, созданные ведущими архитекторами данного периода.

Ключевые слова: стилистика, архитектура, послевоенный период, специфика формирования городов, наследие советской неоклассики.


ZVAGELSKAYA V.E.

STYLISTIC OF THE SOVIET NEOCLASSICS IN A CITY ARCHITECTURE OF SVERDLOVSK AREA OF THE POST-WAR PERIOD

On a material of objects of architecture of Sverdlovsk area of the post-war period in article features of development of stylistics of neoclassics are analyzed. Selected range of public and residential buildings, for example, which address regional specificity of neoclassicism. The author defined chronological limits of style in the region and provides projects and monuments to Soviet neo-leading architects of the period.

Keywords: style, architecture, post-war period, the specificformation of cities, the legacy of Soviet neoclassical.


Военные и послевоенные годы в СССР (1941—1955) характеризовались существенными изменениями в типологии и стилистике застройки. Так, важные коррективы в формирование городов внесло перебазирование на восток промышленных предприятий. Для большинства из них это стало впоследствии стимулом развития капитального строительства, внедрения наиболее перспективных градостроительных идей и возведения максимально широкого типологического круга сооружений. Архитектура ряда из них уже была продуктом типового проектирования. В Академии архитектуры СССР активно велась работа не только над типовыми проектами, но и над проектами планировки и застройки, в том числе районных городов Свердловской области. Все большее распространение получала идея застройки городов крупными жилыми массивами. А это, в свою очередь, уже в послевоенный период привело к идеям создания целостной архитектурной среды и достижения ансамблевости застройки, правда, в специфической для архитектуры неоклассики трактовке.

Рисунок 1. Проект монумента «Урал в Отечественной войне». Арх. М.В. Рейшер

Специфичным для этих десятилетий было формирование новой архитектурной тематики — мемориальной. Уже в апреле 1942 г. Московское отделение Союза архитекторов организовало товарищеское соревнование на проекты-эскизы монументов, посвященных Великой Отечественной войне. Проекты были опубликованы в двух сборниках «Архитектура СССР» в 1942—1943 гг. Осенью 1942 г. объявлен всесоюзный конкурс на составление проектов монументов Героям Великой Отечественной войны. Для конкурса формируется ряд тем, например, «Пантеон героев Отечественной войны», «Героическим защитникам Москвы» и др. [1]. Шел процесс поиска образцовых типов сооружений, предназначенных в будущем для массового использования. Отсюда — варианты обелисков со звездами и знаменами, фигуры солдат на постаментах, триумфальные арки. Характерно, что тематика монументов в послевоенный период органично войдет в архитектуру общественных зданий и станет элементом синтеза искусства и архитектуры. Данную тему не могли обойти своим творчеством и местные архитекторы. Проект монумента «Урал в Отечественной войне» представил в 1943 г. архитектор М. В.   Рейшер. Монумент решен в форме высокого четырехколонного портика, водруженного на стилобат со ступенями и сочетающегося с полуциркульной аркой. Проем портика над аркой заполняла мемориальная доска с текстом. Монумент был дополнен скульптурами танков и воинов со знаменами. В венчании портика была установлена тяжелая геральдическая композиция с государственным гербом и знаменами, а по углам — крупные акротерии (рисунок1).

С первых послевоенных лет специфическим и относительно недолговременным явлением в совет-ском зодчестве в целом и в городах Свердловской области в частности стало обращение к малоэтажному строительству жилых и общественных зданий. Здесь стилевые черты неоклассики получили особое выражение.

Они опирались на нехарактерный круг прототипов: особняки, коттеджи и даже усадебные дома досоветской эпохи. Малоэтажное строительство обосновывалось экономическими причинами. Так, было быстро налажено заводское изготовление деревянных домов. Уже в 1946—1947  гг. Комитет по делам архитектуры рекомендовал к строительству более двухсот типовых проектов малоэтажных домов. В их разработке приняли участие известные столичные зодчие, в том числе И. В. Жолтовский [2].

Типовая застройка зданий в два-три этажа с использованием элементов классицизма и ренессанса широко осуществлялась в послевоенные годы по всей стране. В пределах Свердловской области это был процесс массового строительства жилища, сельских клубов, кинотеатров, больниц.

<...>

Список использованной литературы

  1. Архитектура СССР. 1942. № 1. С. 36—38; 1943. № 2. С. 13—15.
  2. Рябушин А. В. Гуманизм советской архитектуры. М, 1986. С. 200—201.
  3. Нижний Тагил на перекрестке веков. Нижний Тагил, 2002. С. 114—127.
  4. Архитектура Нижнетагильского Дворца металлургов // Архитектура СССР. 1953. № 9. С. 16—18.
  5. Кронман Е. Л. Первые впечатления // Тагильский рабочий. 1955. № 116.

Продолжение статьи см. в следующем номере журнала Академический Вестник УралНИИпроект РААСН 4-2011

©Звагельская В.Е., 2011


 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика