Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 3-2011

АРХИТЕКТУРА


БЫСТРОВА Т.Ю. - доктор философских наук, профессор УрГУ, Заслуженный работник ВШ РФ
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

«Шестидесятники» в архитектуре: Рафаэль Виньоли

В статье анализируется творчество архитектора Рафаэля Виньоли, комментариев к которому относительно мало в русскоязычных источниках. Проводится мысль о развитии и трансформации в новых исторических условиях архитектурных идей 1960-х гг. (модернизм).

Ключевые слова: метод проектирования, проектное мышление, архитектура Аргентины, Рафаэль Виньоли, модернизм.


BYSTROVA T.Y.

«MEN OF THE SIXTIES» IN ARCHITECTURE: RAPHAEL VINOLI

The article analyzes the work of architect Rafael Viñoly. In Russian literature comments on it quite a bit. In article the thought on development and transformation in new historical conditions of architectural ideas of 1960th (modernism) is spent.

Keywords: design method, design thinking, the architecture of Argentina, Rafael Viсoly, modernism.


Архитектура может быть величайшим из всех искусств, если вы отложите амбиции, которые часто неуместны в ней.

***

Думаю, что любой клиент может быть творческим человеком, даже провидцем. Вопрос в том, чтобы его привлечь.

Р. Виньоли

Рисунок 1. Рафаэль Виньоли. Фото с сайта: http://www.earchitect.co.uk/images/jpgs/architects/

Позволяю себе «навешивать ярлычки» и писать «шестидесятник», поскольку, перебрав сотни страниц сайтов на разных языках, могу подтвердить отсутствие классификационных определений применительно к Рафаэлю Виньоли (р. 1944) и его архитектуре, разбросанной сегодня по всему миру. Что‑то подобное можно было сделать раньше, изучая архитектуру старшего современника Р.   Виньоли, Киенори Кикутаке, но там меня увлекла связь с даосско-дзенским мировоззрением, оказавшимся созвучным архитектуре симбиоза.

Целью этой работы является доказательство связи архитектурных объектов Р. Виньоли не с отдельном стилем или направлением второй половины XX  — начала XXI  в., а с определенным типом творческого и проектного мышления, на котором вырастает индивидуальная авторская версия (проектный дискурс). Этот тип мышления, условно называемый в рамках данного текста словом «шестидесятники», имеет корни в теории и практике архитектуры и дизайна модернизма, но оказывается достаточно гибким и богатым внутренними ресурсами для того, чтобы, приспособившись к новым условиям, работать до сегодняшнего дня. Если подходить к нему догматически, он приводит к видимой простоте проектного решения, основанной на редукционизме, т. е. упрощении ситуации, объекта или желаний потребителя. Если брать его как определенный инструмент творческих усилий проектировщика, то формируется некоторое «ядро» проектной деятельности, близкое к профессиональному здравомыслию и защищенное от мимолетной моды, трендов или произвола рациональной сутью, которую заложили в него родоначальники функционализма первой половины XX  в. Шестидесятые прошли  — но они же и остались, правда, в видоизмененном варианте. Р. Виньоли  — далеко не единственный, но вполне показательный автор, творчество которого позволяет проанализировать этот феномен. Кроме того, его путь не в полной мере представлен в большинстве источников и редко сопровождается теоретическими комментариями, а значит, нуждается в систематизации и анализе.

Приведенный выше тезис соответствует тенденции перехода от стиля к методу, обозначенной нами ранее1. Если вслед за О.   Шпенглером понимать под «большим стилем» спонтанно возникающее в определенный период единство форм, обусловленное так называемой «душой культуры», некоей смысложизненной идеей, пронизывающей культуру, то последним из подобных стилей был модерн (сам О. Шпенглер ничего о нем не пишет, хотя его великая книга «Закат Европы» создается в 1910‑е  гг.). Формы «большого стиля», по Шпенглеру, практически не зависят от отдельного автора, подчиняя его себе, нивелируя творческий почерк. В отличие от стиля, определяемого, как правило, на основании обобщения формальных черт, использование автором того или иного метода не предусматривает единства формальных результатов, что хорошо подтверждается архитектурной практикой последних десятилетий, идет ли речь о С. Калатраве, Н. Фостере, К. Курокаве или Н. Гримшоу. Метод  — это достаточно индивидуальный инструмент, который может быть схож у людей одного поколения, решающих схожие задачи. В этом смысле и говорю «шестидесятники», обозначая не столько людей, сколько присущие им черты проектного и творческого мышления.


1 См.: Быстрова Т. Ю. Чарующая медлительность Петера Цумтора // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 3; Ее же. От модернизма к постсовременности: Киенори Кикутаке.

Если вернуться к главному персонажу статьи, то здесь есть еще одно обстоятельство. В ходе сбора материала о творческой биографии Рафаэля Виньоли стало отчетливо видно несколько обстоятельств, вокруг которых, собственно, и возникает данная статья. В частности, большинство англо- и русскоязычных источников упоминают только о Р. Виньоли «нью-йоркского периода», т. е. с 1984  г. Испаноязычные публикации приводят длиннейший список проектов и реализованных объектов времен Аргентины, где Р. Виньоли, собственно, и стал архитектором. Рассмотрение генезиса гораздо более продуктивно для обозначенной темы, так как позволяет показать характерные черты творческого почерка с большей степенью наглядности, а значит, и доказательности.

Рисунок 2. Палата депутатов парламента Аргентины. 1966 г. Арх. Р. Виньоли

Кроме того, заинтересовало само умалчивание: ведь мы очень мало что знаем об Аргентине, как современной, так и более ранней. И далеко не все знаем о swinging sixtens, свингующих шестидесятых, до сих пор оказывающих бесспорное и разнообразное воздействие на архитектуру и дизайн, кинематограф и моду. Поколение моих студентов говорит «шестидесятые», вкладывая в это слово только что‑то очень узкое: мини-‑юбки, или графику, или музыку, или только Beatles. Даже не космос или сексуальную революцию  — явления куда более масштабные и значительные, чем выразительность силуэта или появление новых технических устройств.

Говоря о Р. Виньоли, можно увидеть, что именно в 1960‑е он «становится» — учится и входит во взрослую жизнь. При всей нелюбви к хронологии как единственному основанию классификации здесь можно сделать гипотетический шаг: раз учился в шестидесятые, да еще в забытой Богом Южной Америке (да простит меня Аргентина за этот эпитет!), то наверняка впитал и сохранил все, что характерно для тогдашнего проектного мышления. Тогда в термине «шестидесятники» отсутствует намек на бардовские песни, самиздат, битломанию или полеты в космос. Мы ищем то, что касается пониманиягорода (Буэнос-Айрес времен юности Р. Виньоли уже насчитывал около 15 млн жителей), архитектуры, формообразования. Это  — истоки современных, получивших признание и славу, решений, подобных второму месту в конкурсе на восстановление башен-«близнецов» в Нью-Йорке или Токийскому торговому центру.

Итак, предельно простая методология данной работы может быть обозначена следующим образом: сравнительно-исторический анализ разных периодов творчества архитектора, позволяющий вычленить и изучить наиболее характерные тенденции в реализации проектного метода; реконструкция контекста проектирования (Р. Виньоли дает не слишком много интервью, поэтому придется восстанавливать образы первого периода его жизни, основываясь на других документах); анализ конкретных архитектурных объектов.

<...>

Заключение

Рассмотрение начального периода творчества Р. Виньоли позволило выявить архитектурно-‑художественные и социокультурные детерминанты его проектов 1960–1980‑х гг. Можно с уверенностью утверждать, что автор реализует творческие установки, характерные для большинства проектировщиков, тяготеющих к модернизму. По мере изменения обстоятельств жизни и творчества происходит перевод этих установок в проектно-‑методологический план: рациональность, интернациональность, техницизм и другие названные выше черты становятся не целью, а инструментом формообразования. О том, к чему приводит этот процесс сегодня, будет рассказано во второй части статьи.

Список использованной литературы

  1. Калининградская архитектура. Высказывания архитекторов. URL: http://www.archikld.ru/life_20_51 (дата обращения: 29.09.2011).
  2. Rafael Vinoly architects. URL: www.newyork-‑architects.com/rvapc/ (дата обращения: 29.09.2011).
  3. Rafael Vinoly. URL: http://www.arcspace.com/architects/vinoly/features.html (дата обращения: 29.09.2011).
  4. Rafael Vinoly. URL: www.worldarchitecture.org/world-buildings/ (дата обращения: 29.09.2011).

©Быстрова Т. Ю., 2011


 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика