Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2011

АРХИТЕКТУРА 

УДК 725.94

КАПТИКОВ А.Ю. - кандидат искусствоведения, доцент УралГАХА
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Барокко в архитектуре Поволжья и Урала: опыт сопоставления

Статья содержит сравнительный анализ становления и эволюции барокко в Поволжском и Уральском регионах. В результате анализа большого количества храмов раскрыты свойственные тому и другому региону композиционные и декоративные особенности. Наряду со своеобразием выявляются родственные явления и аналогии.

Ключевые слова: архитектура, барокко, Волга, Урал, храмы, композиция, декор, различия, сходство.


KAPTIKOV A.Y.

THE BAROQUE IN POVOLGYE AND URAL: AN EXPERIMENT OF JUXTAPOSITION

The article is contained comparative analysis of standing and evolution of baroque in Volga and Ural regions. The analysis revealed a large number of temples peculiar to both composition and decorative features. With the originality related appearances and analogues are exposed.

Keywords: architecture, baroque, Volga, Ural, temples, composition, décor, different, similarity.


Поволжье (Верхнее, Среднее, даже Нижнее)   — регион, бесспорно, исторически тесно связанный с Уралом. Заселение Урала русскими шло не только с Севера, но и с Волги. Кроме водных путей, с Поволжья на Урал пролегли оживленные тракты, части Сибирского торгового пути (сначала через Нижний Новгород, Вятку на Кай  — Соликамск, впоследствии через Казань на Кунгур  — Екатеринбург).

В XVII—XVIII  вв. прикамская соль  — «Пермянка», а затем и продукция уральских железоделательных заводов отправлялись на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Отметим, что в Казани существовало горное начальство, ведавшее заводами в низовьях Камы и Вятки (Коринский, Шурминский и др.) и напрямую подчинявшееся Канцелярии Главного заводов правления в Екатеринбурге1. А знаменитые уральские заводчики Демидовы владели в Нижегородской губернии Фокинской вотчиной.

Иллюстрация 1. Колокольня Иоанно-Предтеченского монастыря в Казани. Фото  А. Ю. Каптикова

Иллюстрация 2. Соборная колокольня в Соликамске. Фото  А. Ю. Каптикова

Иллюстрация 3. Георгиевская церковь в Нижнем Новгороде. Фото начала ХХ  в.

Традиционные экономические связи, интенсивный товарообмен дополнялись контактами в культурной сфере, включая архитектуру. Происходили миграции строительных артелей, правда, односторонние  — из земель Поволжья на Урал. Особенную в этом активность проявляли ярославские каменщики. Так, в 1759  г. в Екатеринбурге сооружение Екатерининского собора начала артель Федора Дубова. Ярославцев стремился заполучить к себе в Нижний Тагил Никита Акинфиевич Демидов. Для постройки там каменного дома он добивался контракта с Иваном Сергеевым и Степаном Алексеевым, хотя и сетовал, что те «дороговато просят». Строить Входо-Иерусалимскую церквь в Тагиле подрядился в 1764  г. со своим земляком Яковом Кокиным также ярославский мастер  — Яков Коколов (см. Приложение). Коколов «дело свое окончил с честью, без архитектора» [15, 264].В конце XVIII  в. в Перми каждое лето подряжалось более 30 ярославских и нижегородских каменщиков и штукатуров.


1 Для него в Казани на Воскресенской улице было выстроено двухэтажное каменное здание по проекту местного архитектора Василия Кафтырева.

И Поволжье, и Урал внесли весомый вклад в общерусскую архитектуру. Разумеется, необходимо учитывать, что их «стартовые позиции» далеко не совпадают. Ведь, скажем, Ярославль или Нижний Новгород свою летопись каменного зодчества ведут еще с домонгольских времен.

К концу XVII столетия, когда на Урале каменное строительство только началось, в Поволжском регионе оно накопило весьма солидный опыт. Тем показательнее, что Урал, подключившись лишь на стадии «узорочья», как принято обозначать на Руси предбарочный этап архитектуры, очень быстро догнал соседей. И если вскоре мастера Поволжья создали такие шедевры своей ветви «московского» (оно же «нарышкинское») барокко, как Смоленская церковь в Гордеевке (1697), Рождественская Строгановская в Нижнем Новгороде (1697–1719), Успенский собор в Астрахани (1698–1710), Петропавловский в Казани (1722–1726), то на Урале в этот же период оно представлено целыми ансамблями (Верхотурский кремль, Далматов монастырь, строгановские постройки в Усолье).

С той поры развитие барокко в обоих регионах идет параллельно, обладая у каждого своей спецификой.

Если барочное зодчество Поволжья и Урала, взятое каждое само по себе либо в отдельных, обычно наиболее ярких произведениях, изучено достаточно хорошо, то сравнительным анализом того и другого пока никто сколько-нибудь серьезно не занимался. Попытку сделать это представляет настоящая статья.

<...>

Заключение

Развитие архитектуры барокко в Поволжье и на Урале во многом не совпадает как по динамике этого процесса, так и по части композиционных и декоративных форм. Как ни парадоксально, в далеком от Москвы Уральском регионе новые, передовые приемы «нарышкинского» барокко утвердились быстрее и шире, нежели на Волге. В целом несколько замедленнее шло распространение в Поволжье столичного барокко петровского времени. Это можно объяснить традициями периода «узорочья», который здесь имел продолжительность, не сравнимую с Уралом.

На Урале, в отличие от Поволжья, в барокко отдававшего предпочтение храму с большим восьмериком, преобладали завершения в виде малого восьмерика и пятиглавия. Последнее представлено разнообразнее, включая нередко употреблявшееся «крещатое».

Вместе с тем в барочной архитектуре сопоставляемых регионов прослеживаются и черты общности, порой определенное влияние Поволжья на Урал. Это  — неприятие центрических композиций, восьмигранный ярусный тип колоколен (с наличием на раннем этапе ярусно-шатровых), освоение, особенно в созданных по заказу Строгановых храмах, сложных многочастных завершений и ордерной декорации фасадов.


Список использованной литературы

  1. Агафонов  С. Л.   Горький, Балахна, Макарьев. М., 1969.
  2. Бабыкин  К. Т. Архитектурная старина Екатеринбурга // Екатеринбург за двести лет / под ред. В. М. Быкова. Екатеринбург, 1923.
  3. Борисов  Н. С. Окрестности Ярославля. М., 1984.
  4. Герчук  Ю. Я., Домшлак  М. И. Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. М., 1976.
  5. Грабарь  И. История русского искусства. Т. 2. М., [б. г.].
  6. История русского искусства / под ред. И. Э. Грабаря и др. Т. 4. М., 1959.
  7. Каптиков  А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII  в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  8. Кириков  Б. М. Углич. Л., 1984.
  9. Косточкин  В. В. Чердынь, Соликамск, Усолье. М., 1988.
  10. Кудряшов  Е. В. Архитектурный ансамбль центр Костромы. Ярославль, 1992.
  11. Маров  В. Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000.
  12. Никитин  В. П. Астрахань и ее окрестности. М., 1981.
  13. Плужников  В. И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII  в. // Русское искусство первой четверти XVIII  в. / под ред. Т. В. Алексеевой. М., 1974.
  14. Православные храмы Челябинской области: история и архитектура. Челябинск, 2009.
  15. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  16. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 1. М., 1998.
  17. Серебряная  В. В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002.
  18. Суслов  А. И., Чураков  С. С. Ярославль. М., 1960.
  19. Халитов  Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII  — начала XIX  в. М., 1989.

Приложение

Контракт каменщиков Я. И. Коколова и Я. И. Кокина на закладку Входо-Иерусалимской церкви в Нижнем Тагиле10

1764  году апреля 9 дня Ярославского уезду Закоторжского стану вотчины Спасского монастыря, что в Ярославле при суду села Левашева деревни Суморокова крестьянин Яков Иванов сын Коколов того ж уезду городского стану вотчины полковника Ильи Васильевича Ржевского деревни Хребтова крестьянин Яков Иванов сын Кокин будучи в Москве дали мы сей контракт его высокородию статскому советнику Никите Акинфиечю Демидову в том что нынешнею весною съехать нам в Сибирской его высокородия Нижнотагилской завод ево коштом и при том заводе по сочиненным планам на показанных местах зделать под каменную церковь и под деревянной дом каменные фундаменты и цокули сколко удобное летнее время к строению дозволит при той работе кладчикам и работникам быть его высокородия которых требовать нам от нижнотагилской заводской канторы сколко будет пристойно без излишества а понеже то строение производитца будет без архитектора то вместо онаго в надлежащем основании и в прочной кладке установщиками быть нам Коколову и Кокину и производить то строение со всяким поспешением неленостно со осторожностию чтоб было прочно и порядочно а за тое работу рядили мы взять от его высокородия за нынешнее лето денег сто восемдесят рублев и при том заводе иметь готовую квартиру а более ничего не требовать а по прошествии лета как работать будет неможно тогда отправить нас обратно до Ярославля коштом его высокородия а денег в задаток получить ныне в Ярославле тритцать рублев да от нижнотагилской заводской канторы что будет потребно на пропитание а досталные возвратясь в Ерославль ж, и по получении ныне в Ярославле задаточных денег для уверения пашпорты свои отдать служителю его высокородия которой будет с нами провожатым а из Ярославля в путь отправитца нам по вскрытии на Волге лда в самой скорости чтоб толко ехать лоткою можно было а во взятье денег и во исправлении означенной работы порукою мы друг по друге в том мы Коколов с товарыщем его высокородию сей контракт дали.

К сему контракту я Яков Кокин вместо себя и таварища своего Якова ш Коколова по ево прошению руку приложил.


 10Государственный архив Свердловской области. Ф. 643. Оп. 1. Д. 121. Л. 111—111 об. Подлинник.


©Каптиков А.Ю., 2011


 Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика