Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2-2012 / AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN - 2-2012

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE


УДК 72.03

ПОБЕДИМСКАЯ С. - Ph. D., главный редактор издательства Yianel, Никосия, Кипр
www.yianel.com
www.afroland-cy.com
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Церковь Святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Статья посвящена уникальному памятнику кипрского церковного зодчества IX столетия. Приводятся данные о времени и обстоятельствах появления храма. Автором анализируются архитектурно-художественные особенности храма в контексте истории, характеризуется убранство храмового интерьера.

Ключевые слова: церковь Святого Лазаря, памятник церковного зодчества, особенности храма, убранство интерьера.

 

POBEDIMSKAYA S.

SAINT LAZARUS CHURCH IN LARNACA

The article is devoted to the unique monument of the Cypriot church architecture IX century. The author presents data on the time and circumstances under which the church. The article analyzes the architectural — artistic features of the temple in the context of history, characterized by the decoration of the church interior.

Keywords: Church of St. Lazarus, a monument of ecclesiastical architecture, especially the church, the decoration of the interior.

 

Храм, освященный именем Святого Лазаря в Ларнаке, относится к числу уникальных памятников кипрского церковного зодчества IX столетия. Описание необычной судьбы его покровителя — легендарного Лазаря, жившего в Вифании близ Иерусалима, сохранилось в Евангелии от Иоанна. Он был не только учеником Христа, но и его другом. Иисус часто гостил в доме Лазаря, вместе они проводили долгие часы в беседах о милосердии и сострадании, смирении и любви. Но однажды, когда Иисуса не было рядом, чудовищный недуг, нараставший с каждым днем, лишил святого Лазаря последних сил бороться с болью, и он ушел в мир иной. Безутешные сестры — Марфа и Мария — бросились к Христу с просьбой о помощи. И через четыре дня после кончины свершилось великое таинство — Воскрешение Лазаря. Весть об этом ошеломляющем событии облетела всю Иудею. В Вифанию стекались потоки людей, и, убедившись в величайшем чуде, они принимали веру Христа.

Церковь святого Лазаря, IX в.

Разъяренные иудейские первосвященники замышляют убийство Лазаря, и он, спасаясь от них, навсегда покидает Палестину и перебирается на Кипр, дав обет полностью посвятить вновь дарованную ему жизнь служению вере. Обосновавшись в Китионе (ныне Ларнака), он продолжает проповедовать учение Христа, а через двенадцать лет принимает духовный сан из рук апостолов Павла и Варнавы. Став первым епископом Ларнаки, он будет оставаться на этом посту до последних дней своей жизни. Радость святого бытия Лазаря разделит с ним и Пресвятая Богородица, которая однажды посетит Кипр, озарив остров своим благословением.

Пройдут годы, и завершится жизнь праведного Лазаря. Его похоронят в маленькой пещерной церкви, которая позднее станет неотъемлемой частью современного храма, освященного его именем. После прибытия на Кипр императора Льва Мудрого (886–911 гг.) в христианской истории появится новое предание, повествующее об обретении святых мощей китионского епископа и о возведении в его честь величественного трехкупольного храма на средства, выделенные византийским императором. Параллельно и в Константинополе начнется строительство церкви в честь Святого Лазаря, в которой поместят нетленные мощи великого праведника, привезенные Львом Мудрым с Кипра. Позднее священная реликвия исчезнет из византийского града, а годы спустя, как трофей крестоносцев, она объявится во французском городе Марселе.

На возведение священной обители Святого Лазаря на Кипре ушло четыре года. Когда все строительные работы были завершены, новая церковь пополнила уникальный список многокупольных церквей острова, пришедших на Кипр в годы правления Юстиниана. О судьбе архитектурного облика храма, представлявшего собой мощную трехнефную базилику, увенчанную тремя апсидами и тремя куполами, повествует одна старинная легенда, не имеющая, к сожалению, никаких исторических подтверждений. Однажды один инакомыслящий человек, увидев в лучах заходящего солнца храм Святого Лазаря, принял его за мечеть и начал совершать в его сторону молитвенный обряд, а когда понял, что ошибся, в ярости приказал разрушить купола христианского храма.

Первая церковь, как сообщают исторические источники прошлых лет, возведенная на пожертвования византийского императора, была разрушена землетрясением. Спустя годы ее отстроили заново, но знакомые нам очертания церковь приобрела лишь в 1743 г. В годы правления на острове венецианцев она становится частью монастырского комплекса бенедиктинцев. При османском владычестве ее обращают в мечеть. Лишь в 1589 г. благочестивые христиане выкупили храм, и с тех пор он неизменно служит православию. Увидев величественный храм Святого Лазаря, русский монахпаломник Василий Барский был очарован его красотой, о чем сообщают путевые заметки, сделанные им в годы его пребывания на острове.

Внешне собор Святого Лазаря запечатлел в своем облике строгий и суровый вид средневековой крепости. Это трехнефная базилика, дополненная с южной стороны открытой сводчатой аркадной галереей, которую венчает высокая колокольня, построенная в XIX столетии. И хотя выглядит она импозантно и привлекательно, в архитектурный ансамбль храма она не вписывается. Слева от собора сохранились старинные помещения древнего монастыря, где сегодня разместился небольшой музей. В толще церковных стен, выложенных из тесаных блоков охристого цвета песчаника, прорезаны узкие окна, через которые приглушенный свет проникает во внутреннее пространство церкви.

Иконостас храма, 1782 г.

Суровый интерьер храма впечатляет. В таинственном полумраке сверкает золотом величественный ажурный иконостас, датируемый 1782 г., возведенный по всей ширине трех нефов. Щедро вызолоченный, изукрашенный традиционными для церковного искусства цветами и рельефными вставками — синими, красными, зелеными и доминирующими золотыми, — он поражает воображение паломников. Над созданием этого кружевного великолепия в течение десяти лет работал известный кипрский мастер резьбы по дереву Саввас Талиодорос. Самый масштабный ряд иконостаса — нижний (местный), где размещены по разные стороны от Царских врат полнофигурные изображения Пресвятой Богородицы — Царицы Небесной и Христа — Царя Царей и Великого Архиерея. Композицию Царских врат венчает ажурный фронтон с образами Петра и Павла, держащими в руках Христову Церковь. Справа от Спасителя — храмовая икона Святого Лазаря, образы ангела пустыни Иоанна Крестителя, основоположника Кипрской Церкви апостола Варнавы и епископа Магнезийского Харалампия. Слева от Богородицы — иконы архангела Михаила, попирающего ногами дьявола, евангелиста Иоанна Богослова, Святого Пантелеймона, Святителя Спиридона и основателя монашества Святого Антония. Символическим смыслом наполнены размещенные на нижней панели резные рельефы сюжетов Благовещения (под иконой архангела Михаила), Рождества Христова (под образом Пресвятой Богородицы — Царицы Небесной), Древа Познания, которым завладел ветхозаветный змей, где присутствуют Адам и Ева (под иконой первомученика Стефана). Образ змея, обвивающего своим гибким телом Древо Познания, стал символом дьявола и воплощением первородного греха, нарушившего гармоничное развитие человека.

Праздничный ряд иконостаса, который по сложившейся традиции включает двенадцать основных евангельских событий, здесь значительно расширен. В него вошли темы Богородичного цикла и сюжеты чудес Христовых (Воскрешение святого Лазаря, Исцеление расслабленного при Овечьей купели и Исцеление слепого). Здесь и Уверение Фомы, и Беседа Христа с самаритянкой, и жены-мироносицы у пустой гробницы. Третий — апостольский ряд, который также содержит 30 икон, вобрал в себя не только изображения апостолов и композицию Деисус, но и образы Святителей Церкви. Слева от иконостаса в золоченой раме представлена большая храмовая икона Святого Лазаря в крестчатой фелони, написанная в 1734 г.

Неотъемлемой частью храма, как и во многих других церквях Кипра, остается переливающийся гранями высокий амвон (слово в переводе с греческого означает «восхождение»). Украшенный образами евангелистов, он знаменует собой те возвышенные места, с которых проповедовал Иисус, а также восхождение Христа на вершину подвига во имя спасения человечества. Дополняют убранство храмового интерьера высокие деревянные кресла, называемые по‑гречески «стасидии». Их сиденья, имеющие низкое и высокое положение, предоставляют немощным людям возможность во время длительных богослужений сидеть или стоять, опираясь на подлокотники кресел. Впервые стасидии появились в церквях Греции и горы Афон. Сама же традиция сидения в церкви очень древняя и восходит к Тайной вечере, когда собравшиеся вместе ученики Христа расположились вокруг Него за накрытым столом.

Органично вписаны в интерьер нефа сверкающие золотом величественные троны. Добавляет декоративности внутреннему убранству храма массивный балкон под сводами, покрытый сложной орнаментальной резьбой. Сегодня присутствие балкона в храме встречается крайне редко, поэтому такую архитектурную деталь храмового интерьера можно считать уникальным явлением. Храм Святого Лазаря обладает еще одним редким сокровищем — нетленными мощами его патрона. Сегодня чудотворные мощи святого Лазаря, помещенные в золоченый киот, выставлены для поклонения на ажурном постаменте центрального нефа. Достойным украшением храма служат и масштабные в золотом обрамлении иконы Пресвятой Богородицы с избранными ветхозаветными пророками на полях, Святого Лазаря в окружении сестер — Марфы и Марии, Святого Георгия со сценами мученичества и Святого Николая Чудотворца.

Справа от иконостаса крутые ступеньки ведут в маленькую скальную церковь, где находятся два каменных саркофага.

Заключение

По преданию, в одном из каменных саркофагов покоятся мощи святого Лазаря. Именно здесь была найдена и часть могильной плиты, на которой на древнеарамейском языке была высечена надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христа». Смысловое значение имени Лазарь символично, в переводе оно означает «Бог помогает». И тянутся сюда потоки людей, чтобы прикоснуться к святым мощам праведника. И если вам случайно встретится на Кипре удивительно красивый дикий гладиолус, называемый в народе цветком Лазароса, вспомните, что это дань еще одной легенде — о бессмертии, а значит, о вечной жизни.


 Список использованной литературы / BIBLIOGRAPHY

  1. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2002.
  2. Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера. М., 2001.
  3. Gwynneth der Parthog, Byzantine and Medieval Cyprus. Nicosia, 1995.
  4. Hein E., Jakovljevic A., Kleidt B. By zantine Churches and Monasteries. Ratingen, 1997.
  5. Papageorghiou Athanasios, Icons of Cyprus. Nicosia, 1997.
  6. Sophocleous S., Cyprus. Тhe Holy Island. Icons Through the Centuries. 10th — 20th Century. Nicosia, 2000.

 Скачать статью / DOWNLOAD

Также полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика