Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2-2012 / AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN - 2-2012

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE


УДК 725.94

КАПТИКОВ А.Ю. - кандидат искусствоведения, профессор УралГАХА
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Архитектура Великого Устюга и  каменное зодчество русского Севера в  XVIII  веке

В статье рассматривается процесс воздействия архитектуры Великого Устюга на  обширные территории русского Севера. В  результате анализа большого числа малоизвестных памятников показано развитие устюжской школы зодчества, указываются возникавшие при  этом локальные художественно-стилевые особенности.

Ключевые слова: устюжская школа, русский Север, храмы, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство.

 

KAPTIKOV A.Y.

GREAT USTYUG ARCHITECTURE AND THE RUSSIAN NORTH STONE ARCHITECTURE IN THE XVIII CENTURY

This article discusses the impact of process architecture of the Great Ustyug the vast territory of the Russian North. An analysis of a large number of lesser-known monuments show the development of Ustyug school of architecture. The article indicated that arose with the local artistic and stylistic features.

Keywords: Ustyug School, Russian North, temples, space-planning composition, decoration.

 

Христовоздвиженская церковь, пог. Цилиба, Архангельская обл.

Из  древнерусских городов, являвшихся, по  выражению И. Э.   Грабаря, «рассадниками искусства», на  Севере выделялся Великий Устюг, в  котором еще  за  XVII столетие сформировалась своя школа каменного зодчества. Ее дальнейшее развитие не  могло не  распространиться на  административную сферу Устюга, который в  1682  г. стал центром епархии, а  в  1708  г. — Великоустюжской провинции в  составе новоучрежденной Архангелогородской губернии. Такое положение сохранялось за  ним до  1780‑х  гг.

Понятно, что  сооружавшиеся в  самом Устюге храмы часто служили образцами для  тех, что  строились в  его епархии и  даже далеко за  ее пределами. Тому способствовали миграции устюжских мастеров, работавших, в  частности, на  Вятке (семейство Горынцевых). Однако в  данной статье мы ограничимся рамками Севера, придерживаясь в  основном границ, в  которых влияние Великого Устюга как  «метрополии» было особенно сильно. Это Нижняя Сухона (как  те места тогда официально называли, «сухонская треть»), Северная Двина примерно до  середины ее течения («двинская треть»), Юг с  его притоком Лузой («южская треть»). К  перечисленному надо добавить всю Вычегду.

Троицкая церковь в с. Вотлажма, Архангельская обл.

Конечно, воздействие Великого Устюга на  зодчество Севера было несколько шире очерченного. Однако надо принимать во  внимание, что  в  Нижнем Подвинье (Холмогоры, Архангельск) каменная архитектура еще  с  конца XVII  в. приняла иное направление, сосредоточившись главным образом на  кубических пятиглавых соборного типа храмах. Их  апофеозом стал Кафедральный собор в  Архангельске (1709–1743; не  сохранился). Даже впоследствии, когда в  «городе Архангельском» храмовое завершение поменялось на  свойственный Устюгу малый восьмерик, основной объем остался куда монументальнее, нежели в  памятниках устюжской школы. Об  этом наглядно свидетельствовал, к  сожалению, ныне не  существующий Соломбальский Морской собор (1760).

<...>

Взаимодействие устюжской и  архангелогородской, устюжской и  тотемской школ, черты, идущие от  Великого Устюга в  облике ряда построек Вологды, достойны стать предметом особого рассмотрения. Здесь сосредоточимся на  том, что  с  полным основанием может быть названо устюжской «периферией». Тем  более что  накопленный по  ней богатый экспедиционный материал нами до  сих пор не  полностью обобщен и  опубликован1. Кроме того, недооценивался действовавший внутри данной школы «строгановский фактор», влияние столь выдающегося памятника, как  Введенский собор в  Сольвычегодске, чему лишь недавно посвящена наша публикация [6]. После нее правомерно лишь слегка касаться Лальска и  некоторых других, также отмеченных воздействием этого собора памятников.


1 В  1979–1985  гг. совместно со  студентами Свердловского архитектурного института (О. Н.   Даниловцевой, Е. Б. Королевой, А. А. Малышевым, Л. Г. Муратовой и  др.) обследованы тогдашние Великоустюжский, Кичменгско‑Городецкий и  Никольский районы Вологодской обл., Котласский, Красноборский, Вилегодский и  Ленский районы Архангельской обл., Подосиновский и  Лузский районы Кировской обл., Усть‑Вымский район Коми АССР. При  этом осмотрено более 40  памятников.

<...>

Заключение

Памятники, созданные в  сфере влияния Устюга на  протяжении XVIII столетия, раскрывают его значение как  центра крупной по  территориальному охвату и  незаурядной по  художественному уровню региональной школы русского барокко. Развитие ее идет в  основном на  базе древнерусских источников, непрерывно дополняемых, главным образом в  декоре, влияниями столичной петровской и  послепетровской архитектуры вплоть до  смены нивелирующим областные черты классицизмом.

Достижения епархиального центра быстро переносились на  «периферию». Бывало, что  она в  чем‑то  даже опережала Устюг. Однако и  при  заимствованиях приемы композиции и  убранства находили неодинаковое использование  — от  довольно редкого буквального воспроизведения до  варьирования и  переработки. Кроме того, наряду с  Устюгом и  столицами продолжалось (прямо и  опосредованно) воздействие шедевра строгановской архитектуры на  Севере  — Введенского собора в  Сольвычегодске. Вот почему и  внутри единой устюжской школы могут быть выделены локальные оттенки, восполнение того, что  мало представлено либо вовсе отсутствовало в  самом Устюге. Такими качествами обладают памятники вычегодского и  особенно лальского ареалов.

В  целом вклад Великого Устюга в  общерусскую архитектуру можно должным образом оценить только с  учетом созданной им разветвленной и  богатой региональной школы.


 

Список использованной литературы / BIBLIOGRAPHY

  1. Выголов  В. П., Бочаров  Г. Н. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1984.
  2. Гагарин  Ю. В. Усть‑Вымь. Сыктывкар, 1980.
  3. Гнедовский  Б. В., Добровольская  Э. Д. Дорогами земли Вятской. М., 1971.
  4. Дунаев  Б. И. Северо‑русское гражданское и  церковное зодчество. Город Великий Устюг. М., 1915.
  5. Каптиков  А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII  в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  6. Каптиков  А. Ю. Храмы Сольвычегодска и  архитектура русского Севера XVIII  в. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 2.
  7. Материалы к  своду памятников Кировской области. Киров, 2002. Вып. 2.
  8. Описание памятников русского зодчества по  губерниям. Вологодская губерния // Известия императорской археологической комиссии. Пг., 1916. Вып. 61; Пг., 1917. Вып. 64.
  9.  Политов  В. В. Яренск. Л., 1979.
  10. Тельтевский  П. А. Великий Устюг. М., 1977.
  11. Шильниковская  В. П. Великий Устюг. М., 1973.

Редакция журнала «Академический вестник УралНИИпроект РААСН»
приносит свои извинения за неверно опубликованные подписи к изо-
бражениям в статье А. Ю. Каптикова АВ  №1 (2012), стр. 37.
Читать: иллюстрация 20. Кремона. Церковь Сан-Лука;
иллюстрация 21. Кремона. Церковь Сан-Агостино.


Скачать статью / DOWNLOAD

Также полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика