Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 3-2012

  AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN 3-2012

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE 


УДК 72.03

ПОБЕДИМСКАЯ С. - Ph. D., главный редактор издательства Yianel, Никосия, Кипр
www.yianel.com
www.afroland-cy.com
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори (Кипр)

Статья посвящена анализу архитектуры и росписи церкви Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы (Златой Всецарицы) на Кипре, относящейся к XVI веку. Автор тщательно исследует мотивы и сюжеты росписей церкви, показывая их канонические и специфические черты. Материалы статьи могут быть использованы в деятельности по реконструкции и реставрации памятников православной архитектуры.

Ключевые слова: церковь, XVI век, Кипр, храмовая архитектура, анализ, настенные росписи, сюжеты.

 

POBEDIMSKAYA S.

ST. MARY CHURCH IN CHRYSE PANTANASSY PALEOCHORA (CYPRUS)

This article analyzes the architecture and painting of the Blessed Virgin Mary Church Hrisopantanassy (Zlata Vsetsaritsy) in Cyprus relating to the XVI century. The author carefully examines the motives and subjects of painting the church, showing their canonical and specific features. Proceedings articles can be used in the work of reconstruction and restoration of monuments of Orthodox architecture.

Keywords: Church, XVI century, Cyprus, temple architecture, analysis, wall paintings, stories.

 

 Скачать статью / DOWNLOAD

Церковь Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Палехори. Кипр. XVI в.

В самом центре села Палехори, известного в истории Кипра с византийских времен, сохранилась до наших дней удивительная церковь, возведенная во имя Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы (Златой Всецарицы). Храмовая икона Богородицы, датируемая началом XVI в., размещена на резном аналое в самом центре основного нефа. Всецарица Небесная изображена на престоле с Младенцем Христом, благословляющим коленопреклоненного ктитора, в образе которого, как полагают ученые, запечатлена Черубина де Акре — женщина-феодал, жившая в Палехории в 1507 г.

Внешний облик древнего храма, пост роенного в XVI в., традиционен для горной местности Троодоса. Это типичная трехнефная базилика, в которой два ряда арочных галерей отделяют центральный неф от боковых приделов. Над всем внутренним пространс твом церковного здания возвышается крутая двус катная кровля, крытая плоской черепицей, которую в те далекие времена изготавливали прямо на месте в специально оборудованных для этих целей печах.

Фрески: «Апостолы у пустой гробницы Богородицы», «Коронация Богородицы», «Явление Богородицы апостолам». XVI в.

Изначально все стены храма были украшены настенными росписями, богатыми по тематике и цветовой палитре. К сожалению, с течением времени стенопись храма частично утрачена, и сегодня лишь на софитах и тимпанах полукруглых арок присутствуют фрески минувших столетий. Техника письма сюжетов, схожая с манерой исполнения росписей в храме Святого Иоанна Крестителя в Аскасе, позволила ученым отнести их создание к XVI в.

И хотя в росписях храма присутствуют элементы западного искусства, доминирующей все же остается традиция и эстетика византийских канонов. Стенопись древнего храма донесла до современников уникальные композиции Христологического и Богородичного циклов, расширенных житийными сценами из апокрифического Протоевангелия Иакова. Здесь присутствуют и сюжеты, повествующие об истории обретения Истинного Креста святой Еленой, и целый ряд эпизодов, рассказывающих о благочестивой жизни и чудесах святителя Николая.

<...>

Заключение

Почитание Богородицы на Кипре получило широкое распространение уже в доиконоборческий период. Здесь, где история христианства насчитывает уже более двух тысячелетий, где во имя Богородицы, символизирующей Христову Церковь, построено такое великое множество уникальных храмов, среди которых и обитель Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы, усомниться в особом трепетном отношении к Ней жителей острова просто невозможно. «Церковь хранит историческую преемственность в поддержании традиций храмового зодчества. Архитектура ее зданий органически связана с содержанием Евангелия, умело и емко воплощая в своих формах символику божественного устроения мира, грядущего спасения человечества и бессмертия.

Современная архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества, в том числе и храмового…» (Из послания Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II участникам выставки «Архитектура и религия» на Росстройэкспо в 1996 г.).

Список использованной литературы / BIBLIOGRAPHY

  1. Вельманс Т., Корач В., Шупут М. Византийский мир. Храмовая архитектура и живопись. Милан, 1999.
  2. Hein E., Jakovljevic A., Kleidt B. Byzantine Churches and Monasteries. Ratingen, 1997.
  3. Orthodox Church History. Athens, 2002.
  4. Papageorghiou A. Icons of Cyprus. Nicosia, 1997.
  5. Sophocles Sophocleous, Palaichoria. Centuries of Heritage, Lefkosia, 2002.
  6. World Heritage Sites in Cyprus. Lefkosia, 1999.

©Победимская С., 2012


Полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика