Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2012

  AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN 4-2012

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE


УДК 73.04

МИХАЙЛОВА Л.Г. - искусствовед института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Архитектурное творчество В.Д. Поленова: традиции и новаторство

Во второй половине XIX века в России первенство в области архитектурного творчества заняли художники-живописцы. Новые представления об архитектуре, формирующиеся в среде, на первый взгляд, не имевшей прямого отношения к реальным архитектурным процессам, оказали воздействие на формирование художественного языка нового русского стиля в архитектуре. Одним из таких архитекторов был Василий Дмитриевич Поленов, творчество которого исследуется в работе.

Ключевые слова: творчество В. Д. Поленова, традиции, новаторство, стили в архитектуре, формирование стилей, модерн, неорусский стиль.


MIKHAYLOVA L.G.

V.D. POLENOV’S ARCHITECTURAL CREATIVITY: TRADITIONS AND INNOVATION

In the second half of the XIX century in Russia superiority in the field of architectural creativity was occupied by artists-painters. New ideas of the architecture, being formed in the environment of, at first sight, not having the direct relation to real architectural processes. They affected formation of art language of new Russian style in architecture. V. D. Polenov which creativity is investigated in work was one of such architects.

Keywords: Polenov’s creativity of EL, tradition, innovation, styles in architecture, formation of styles, a modernist style, neorussian style.


Скачать статью / DOWNLOAD

В.Д. Поленов. Фото нач. XX в. (http://www.museum.ru/Polenovo/)

Целью статьи является анализ архитектурного творчества художника В. Д. Поленова, определение его истоков и новаторства. Творчество русских художников — это весомый вклад в развитие русской архитектуры второй половины XIX — начала XX в., который проявился в предпочтении приемов и форм национальной архитектуры. Неорусский стиль, созданный художниками мамонтовского кружка, можно характеризовать как лирико-эпическую и живописно-сказочную интерпретацию наследия Древней Руси. Направление, зародившееся в Абрамцеве и представленное произведениями родоначальников — В. Васнецовым и В. Поленовым, нашло продолжение в творчестве их учеников и последователей. Оно положило начало и явилось внутренним источником развития отечественного модерна, во многом определившим его своеобразие.

Известный русский художник Василий Дмитриевич Поленов был человеком обширных знаний и разностороннего дарования. Он был не только реформатором в области театрально-декорационного искусства, но и известным для своего времени композитором-любителем, писавшим романсы на стихи любимых поэтов.

Одной из граней его разностороннего дарования было архитектурное творчество. Все постройки, выполненные по проектам Василия Дмитриевича, а их более десятка, помимо красоты, пользы и своеобразия архитектурного облика, интересны оригинальностью инженерных решений.

Его архитектурную деятельность условно можно разделить на ряд периодов. Первый период связан с постройками в усадьбе С. И. Мамонтова «Абрамцево». Собиравшиеся в Абрамцеве художники, ученые, музыканты, поэты ставили своей целью возрождение традиций русского искусства. Этот период можно назвать периодом становления Поленова-архитектора. Уже в первых дошедших до нас архитектурных проектах, связанных со строительством Спасской церкви в Абрамцеве, он выступает как мастер и новатор. Второй период связан со строительством усадьбы «Борок», где расцвел его архитектурный талант. В отдельную главу можно выделить проектирование и строительство общественных зданий и сооружений, церквей, а также усадебных построек и мастерских для друзей.

<...>

Заключение

Спасская церковь в Абрамцеве. Общий вид. 1881 г. Авторы: В.М. Васнецов, В.Д. Поленов. Фото Л.Г. Михайловой

Подводя итоги исследования архитектурного творчества художника В. Д. Поленова, можно сказать, что в его творчестве возродилась идея синтеза искусств по традиции, идущей от эпохи Возрождения, он глубоко понимал искусство во всем его многообразии. Подобная разносторонность творческой личности состояла не просто в сближении мастерства архитектора с творчеством живописца. Изменилась сама роль архитектуры в организации жизненной среды, в активном создании пространства, нередко роднившая его труд с трудом театрального художника, режиссера.

Анализируя работы Василия Дмитриевича Поленова в области архитектуры, необходимо отметить высокую культуру его построек. Творческий опыт художника ценен методом, подходом к архитектуре прошлого. Работая над строительством Спасской церкви в Абрамцево, он внес весомый вклад в формирование нового русского стиля рубежа веков, впервые обратив внимание архитекторов на одноглавые храмы Новгорода. Все постройки и архитектурные проекты Поленова являются образцом для архитекторов. Их ценность состоит в творческом подходе к созданию художественного образа сооружения, облика, который всегда соответствует назначению постройки.

За более чем тридцатилетнюю творческую деятельность у Поленова-архитектора сложился свой стиль и метод работы. Его работы отличают масштабность, функциональность, прекрасная постановка в пространстве. Музей-усадьба, выстроенная по проекту и при непосредственном участии художника, мечтавшего приблизить искусство к народу, является своеобразным памятником просветительской деятельности Поленова.

Основой художественной разносторонности Поленова был редкостный талант пленэрного видения. Художник обладал способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке. По аналогии с «абсолютным слухом» он имел «абсолютное зрение».

Вопрос традиции и новаторства всегда волновал и будет волновать искусство. Творческие поиски художников в области архитектуры были направлены на познание самой сути, органики архитектуры, на изучение творческих принципов зодчих прошлых веков. Эти принципы имеют внестилевое и вневременное значение. Надо полагать, что эти принципы должны служить благодатным источником для творчества и современных архитекторов.

Список использованной литературы / BIBLIOGRAPHY

  1. Баумгартен Е. Общество и художественная архитектура // Зодчий. 1902. № 24.
  2. Коровин К. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / сост. Н. М. Молева. М., 1963.
  3. Курбатов В. О русском стиле для современных построек // Зодчий. 1910. № 30. С. 310–312.
  4. Масалина Н. В. Церковь в Абрамцеве. К истории постройки // Из истории русского искусства второй половины XIX — начала ХХ века. М., 1978. С. 47–58.
  5. Поленова Н. В. Абрамцево : воспоминания. М., 1922.
  6. Поленова Н. В. Из воспоминаний о моем отце // Искусство. 1969. № 8. С. 63–65.
  7. Поленов В. Д., Поленова Е. Д. Хроника семьи художника. М., 1964.
  8. Поленово в работах Леонида Корсакова / текст Ф. Д. Поленова. М., 1976.
  9. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов : Письма. Дневники. Воспоминания. М. ; Л., 1948.
  10. Чернышев Е. А. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова. Л., 1964.

© Михайлова Л.Г., 2012


Полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru
 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика