Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2-2013

скачать/download

АРХИТЕКТУРА

УДК 72.03

КАПТИКОВ А.Ю. ‑ кандидат искусствоведения, профессор УралГАХА

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Никольская церковь в Ныробе в контексте уральского зодчества начала XVIII века

В статье рассматривается замечательный памятник архитектуры, содержащий одним из первых на Урале элементы «московского барокко». Специфика его композиции и богатейшего фасадного убранства представлена в сопоставлении с современными ему местными храмами, а также с храмами, созданными в тот период в Москве и на Вятке.

Ключевые слова: Ныроб, Уральская школа, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство.


Иллюстрация 1. Ныроб. Никольская церковь и колокольня. Фото конца XIX в. (частное собрание)

Село Ныроб на пермском Севере известно тем, что сюда в 1601 г. был сослан боярин Михаил Никитич Романов, один из конкурентов Бориса Годунова в борьбе за престол и дядя первого представителя воцарившейся вскоре династии. Обстоятельства заточения и смерти М. Н. Романова давно привлекали историков [1, 2, 7, 8], тогда как появившемуся впоследствии в Ныробе великолепному каменному храму уделялось гораздо меньшее внимание. Искусствоведческие описания этого памятника делали В. В. Косточки [5, 31–36], Г. Д. Канторович [6, 117], Г. Н. Чагин [9, 154–159], автор настоящей статьи [4, 41–46], допуская большие или меньшие упущения. К тому же, кроме нас, никто фактически не пытался подыскать аналоги и параллели как на Урале, так и за его пределами. Теперь попытаемся дать Никольской церкви углубленную характеристику, сравнить ее с родственными объектами и определить значение в художественно-стилевой эволюции складывавшейся в ту пору уральской школы зодчества.

<...>

Заключение

В картине становления «московского барокко» на Урале ныробской Никольской церкви принадлежит существенная роль. Если построение основного объема без присущих этому стилевому направлению «восьмерика на четверике», увенчание традиционного типа пятиглавием не содержали чего-либо особенного, то нарядность и разнообразие убранства не имели себе тогда равных во всем Уральском регионе. На примере ее фасадов можно проследить процесс смены «узорочья» новыми видами декоративных элементов. Другое дело, что трактуются они порой скорее в духе зодчества предыдущего периода. Все же стилистически памятник представляется заметно опережающим тогдашние вятские храмы.

Вместе с тем он далек от однотипных церквей Москвы и Подмосковья, которые, помимо радикального обновления декора, обнаруживают и серьезное его понимание. В том же смысле он уступает и своему ближайшему уральскому современнику — Троицкому собору в Верхотурье.

Вышесказанное не умаляет высоких художественных достоинств памятника, чьи детали, к примеру, подкарнизные «кубики» с ромбами, нашли продолжение в ряде последующих уральских построек, в частности, Спасо-Преображенском соборе в Усолье (1724–1731). В целом Никольская церковь демонстрирует неуемную творческую фантазию народных мастеров-каменщиков, по всей вероятности, соликамских, которых начинали в ту пору активно привлекать к сооружению Верхотурского кремля и на другие стройки Урала того времени.

Список использованной литературы

  1. Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб., 1821.
  2. Дмитриев А.А. Ссылка окольничьего Михаила Никитича Романова в Чердынский край и ныробские древности. Пермь, 1892.
  3. Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1911. Вып. 39.
  4. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII века. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  5. Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М., 1988.
  6. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1976.
  7. Попов В.В. Боярин Михаил Никитич Романов и место его заточения — село Ныроб. Пермь, 1880.
  8. Попов И. Село Ныроб и его достопримечательности. Пермь, 1896.
  9. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.

© Каптиков А.Ю., 2013

 


 

Также полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки
http://elibrary.ru


AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN - 2-2013

KAPTIKOV A.Y.

NICHOLAS CHURCH IN NYROB IN THE CONTEXT OF URAL ARCHITECTURE FROM THE BEGINNING OF THE XVIII CENTURY

The article considers the remarkable monument of architecture, containing one of the first in the Urals elements of «Moscow Baroque». Due to its composition and rich facade decoration are presented in comparison with his contemporary local churches, and temples created in that period in Moscow and Vyatka.

Keywords: Nyrob, Ural school, churches, architectural composition, decor, analogues, parallel.

Bibliography

  1. Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб., 1821.
  2. Дмитриев А.А. Ссылка окольничьего Михаила Никитича Романова в Чердынский край и ныробские древности. Пермь, 1892.
  3. Известия Императорской археологической комиссии. СПб., 1911. Вып. 39.
  4. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII века. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  5. Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М., 1988.
  6. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь, 1976.
  7. Попов В.В. Боярин Михаил Никитич Романов и место его заточения — село Ныроб. Пермь, 1880.
  8. Попов И. Село Ныроб и его достопримечательности. Пермь, 1896.
  9. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.

The whole article can be found in the electronic version

of journal "Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN"

on the "Scientific electronic library" site http://www.elibrary.ru

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика