Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 3-2013

скачать/download

АРХИТЕКТУРА


УДК 72.03

ЗВАГЕЛЬСКАЯ В.Е. ‑ кандидат искусствоведения, профессорУралГАХА

Уральская архитектура первых десятилетий XX века

В статье рассматривается специфика формирования и объекты всероссийских архитектурных конкурсов начала ХХ века для городов Урала. Автором анализируется типология архитектуры народных домов, состав их помещений и стилистика фасадных композиций, история архитектуры.

Ключевые слова: народный дом, конкурсы, проекты мастеров, образцы доходных домов, типология, стилистика фасадных композиций.


Иллюстрация. Народный дом в Уфе. Арх. П. П. Рудавский. 1920–1921 гг.

Архитектура периода 1900–1910‑х гг. более чем когда-либо неотделима от явлений, характеризующих всю художественную культуру Урала, влияние которой на общественную жизнь края, пожалуй, впервые становится столь значительным и многообразным. Во всех сферах архитектуры заметно возрастают как удельный вес, так и уровень профессионализма — увеличивается численность дипломированных архитекторов и художников, все быстрее растет число культурных учреждений и обществ, художественных музеев и выставок. Развертывается деятельность первого местного профессионального объединения архитекторов и художников — Общества любителей изящных искусств, основанного в Екатеринбурге в 1897 г. Его общественно-просветительская задача — «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам». Общество устраивает выставки живописи, художественной и кустарной промышленности Урала. В Перми открывается возглавляемое архитектором А. Б. Турчевичем Общество любителей живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г., с открытием художественно-промышленной школы в Екатеринбурге, решается вопрос об организации художественного образования на Урале. В 1914 г. в Екатеринбурге архитектором К.Т. Бабыкиным организуются курсы для техников-строителей, на которых ведутся занятия по композиции, архитектурному проектированию и истории архитектуры.

И в формировании архитектурных процессов, и в развитии всей художественной культуры периода ощущается прогрессивное воздействие связей, образовавшихся между местными и столичными творческими кругами. Дело не только в том, что московские и петербургские архитекторы в эти десятилетия довольно много проектируют и строят в уральских городах. Существо этих связей гораздо глубже — оно заключается в приобщении местной творческой интеллигенции к осмыслению сложных мировоззренческих проблем, характеризующих художественную культуру России начала XX в.

Состояние провинциальной архитектуры в эти годы начинает обсуждаться на страницах журнала «Зодчий». Уральские архитекторы, включаясь в это обсуждение, высказывают свое мнение не только об особенностях провинциальной архитектуры, специфике работы архитекторов, но поднимаются и до оценки общих явлений, характеризующих русское зодчество. Свойственное этим десятилетиям осознание общественной значимости архитектуры сказывается на интересе к проектированию театров, народных домов, библиотек и музеев. Реализация каждого подобного сооружения воспринимается как событие для города — в среде уральских архитекторов и в местной прессе всячески подчеркивается его гражданское значение.

К характернейшим приметам, отличающим уральскую архитектуру первых десятилетий XX в., следует отнести увеличение числа и многообразия типов общественных сооружений, возводимых на основе конкурсных проектов.

Значение архитектурных конкурсов особенно возрастает к 1910‑м гг., когда почти одновременно объявляются крупные всероссийские конкурсы на строительство народного дома им. С. Т. Аксакова в Уфе (1909 г.), второй женской гимназии в Екатеринбурге (1909 г.), Кирилло-Мефодиевского училища (1910 г.) и народного дома в Перми (1911 г.), нового гостиного двора (1912 г.) и здания Делового клуба (1913 г.) в Екатеринбурге, здания уездной земской управы в Камышлове (1913 г.) и многих других.

С начала XX в. в застройке уральских городов зримо ощущается увеличение доли строительства общественных сооружений. Как показывает содержание документации строительных отделений губернских правлений и городских управ, а также анализ местной печати, делу их строительства уделяется повышенное внимание. По числу возводимых зданий разнообразного назначения период 1900–1910‑х гг. разительно отличается от предшествующих. Новыми общественными постройками обзаводятся не только крупные, но и малые уездные города, и заводские поселки. Причем в масштабах малых городов это преимущественно значительные по размерам сооружения, которые нередко занимают важное положение в застройке городских центров.

В общем нарастающем год от года потоке строительства обращает на себя внимание увеличение числа уникальных общественных зданий, таких как театры, народные дома, концертные залы, клубные здания. Естественно, в условиях провинции на каждый отдельный город зданий этого типа приходится немного, однако в совокупности они свидетельствуют о формировании определенной тенденции в развитии архитектуры общественных зданий на Урале. Сложению этой тенденции в первую очередь способствуют существенные изменения, происходящие в художественной жизни края.

<...>

Заключение

Обращение к тематике народных домов в русском зодчестве 1900–1910-х гг. по существу открывает новую страницу в развитии общественных сооружений. К 1910 г. это были наиболее популярные и востребованные образцы русского зодчества. Отметим, что принципы функционального и объемно-планировочного решения народных домов в известной степени отразились в устройстве клубных зданий 1920-х гг. периода конструктивизма.

Список использованной литературы

1 Белдынский И. П. Об организации народных домов Пермской губернии. Пермь, 1910.

2 Зодчий. 1909. № 4, 5. С. 41–51.

3 Зодчий. 1909. № 4, 5. С. 40–41.

4 Копии журнала заседания комитета по увековечиванию памяти С. Т. Аксакова. Уфа, 1909.

5 Гуськов К. А. О конкурсах // Зодчий. 1909. № 16.

6 Зодчий. 1909. № 44.

© Звагельская В. Е., 2013


Полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru


ARCHITECTURE

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN - 3-2013

ZVAGELSKAYA V.E.

URAL ARCHITECTURE OF THE FIRST DECADE OF XX CENTURY

The article discusses the specifics of the formation and objects of all-Russian architectural competitions of the early twentieth century for the cities of the Urals. The author analyzes the typology of folk architecture of houses, the composition of their premises and style facade composition, history of architecture.

Keywords: people‘s house, competitions, projects, artists, samples of tenement houses, typology, style facade compositions.

Bibliography

  1. Белдынский И. П. Об организации народных домов Пермской губернии. Пермь, 1910.
  2. Зодчий. 1909. № 4, 5. С. 41–51.
  3. Зодчий. 1909. № 4, 5. С. 40–41.
  4. Копии журнала заседания комитета по увековечиванию памяти С. Т. Аксакова. Уфа, 1909.
  5. Гуськов К. А. О конкурсах // Зодчий. 1909. № 16.
  6. Зодчий. 1909. № 44.

The whole article an be read in the printed version of journal
or can be found in the electronic version of journal
"Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN"
on the "Scientific electronic library" site
http://elibrary.ru

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика