Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2013

скачать/download

АРХИТЕКТУРА 

УДК 725.94

КАПТИКОВ А.Ю. ‑ кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье в контексте Устюжской школы зодчества XVIII века

В статье рассматривается неизвестный памятник, принадлежащий ведущей школе архитектуры русского Севера — школе Великого Устюга. Путем сравнительного анализа выявляются, наряду с характерными для устюжских построек композиционными и декоративными приемами, его индивидуальные черты.

Ключевые слова: Ярокурье, устюжская школа, объемно-планировочная композиция, декоративное убранство, аналоги.


Изучение непризнанных или неизвестных прежде науке объектов архитектуры является актуальной задачей. Несмотря на то, что любая местная архитектурная школа находит свое наиболее яркое воплощение в шедеврах, важны и рядовые произведения, где характерные черты проступают порой даже отчетливее. Причем такие постройки целесообразнее выбирать для анализа на «периферии» регионального центра, в данном случае, северорусского города Великого Устюга.

Вдоль Малой Северной Двины, между Устюгом и Котласом, находится несколько интересных произведений устюжской школы зодчества. Объектом нашего рассмотрения является Спасо-Преображенская церковь в Ярокурье, близ нынешней деревни Алексино[1].

По данным Императорской Археологической комиссии, храм относится к 1726 г. [2, 27]. Однако это, скорее всего, год начала строительства либо выдачи разрешения. Между тем в Котласском отделении ВООПИК называют 1745 г., что может считаться датой окончания сооружения (освящения) всего здания или, возможно, только нижнего его этажа. В 1777 г. епископ Великоустюжский Иоанн удовлетворил просьбу «Двинской трети Ярокурской Спасопреображенской церкви священника Федора Иванова с причетники и церковного старосты Ивана Новинских с товарищем о даче для збору подаяния от Боголюбцов на постройку вместо ветхой деревянной колокольни и на возобновление обетшалых церковных крышек шнуровой книги»[2]. Следовательно, каменная колокольня была возведена только в последующее время (но, по всей вероятности, не позднее конца XVIII в.).

Двухэтажная церковь имеет четко выраженную трехчастную объемно-планировочную композицию (Иллюстрации 1, 2). По единой оси располагаются основной четверик с пятигранным ступенчатым алтарем, трапезная и выступающая по центру паперть, над которой возведена колокольня. Храм увенчан малым восьмериком на «выпуклой» кровле, несущим глухой восьмеричок с главкой. Восьмеричок придан и восьмиграннику колокольни—в качестве барабана шпиля.

Иллюстрация 1. Ярокурье. Спасо-Преображенская церковь. План второго этажа. Обмер А.Ю. Каптикова и студентов СвердАРХИ. 1980 г.

Иллюстрация 2. Ярокурье. Спасо-Преображенская церковь. Вид с юго-запада. Фото А.Ю. Каптикова. 1980 г.

<…>

Заключение

Спасо-Преображенская церковь является «среднеуровневым» по архитектурно-художественным достоинствам созданием школы Великого Устюга, вобрав в себя то, что, в свою очередь, было взято и переработано им из столиц. Это «нарышкинские» (на Севере имевшие, правда, скорее строгановское происхождение) разорванные фронтончики, раннепетровский малый восьмерик завершения, идущий от московских храмов круга И.П. Зарудного, пилястровая декорация, имеющая источником изначальный Петербург. Таким образом, отражены, по сути, все стадии развития русского барокко, кроме заключительной, елизаветинской.

Вместе с тем строители ярокурского храма ориентировались, особенно в деталях, на конкретные местные образцы (Никольская, Сергиевская Дымковская церкви). Проведенный анализ позволяет лучше понять источники творчества, метод работы народных мастеров-каменщиков русского Севера XVIII в.


[1] Местность по левому берегу Двины, именуемую в старинных документах «Ярокульским станом» или даже «Ярыкульской слободой», старожилы и сейчас называют Ярокурьем. Памятник обследовался автором настоящей статьи в 1980 г., когда под его руководством студентами Свердловского архитектурного института (А. Боярский, С. Гайцук, М. Данюшкина, Л. Жгилева, С. Сафонова, Э. Ситнова, Г. Щербак) были выполнены обмеры.

[2] Великоустюжский филиал Государственного архива Вологодской обл. Ф. 363. Оп. 1. Д. 3485.

© Каптиков А.Ю., 2013

Список использованной литературы

  1. Бочаров Г.П., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
  2. Каптиков А.Ю. Архитектура Великого Устюга и каменное зодчество русского Севера в XVIII веке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2.
  3. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  4. Описание памятников русского зодчества по губерниям. Вологодская губерния // Известия Императорской Археологической комиссии. Пг., 1917. Вып. 64.
  5. Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1977.
  6. Шильниковская В. П. Великий Устюг. М., 1973.

 

Полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru


ARCHITECTURE

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN - 4-2013

KAPTIKOV A.Y.

SAVOIR-TRANSFIGURATION CHURCH IN YAROKURIE IN THE CONTEXT OF USTUG ARCHITECTURAL SCHOOL OF THE XVIII CENTURY

The article considers the monument to the unknown, owned by the leading school of architecture of the Russian North — school Veliky Ustyug. His individuality are identified by comparative analysis of compositional and decorative techniques.

Keywords: Yarokurie, Ustug school, architectural composition, decor, analogues.

BIBLIOGRAPHY

  1. Бочаров Г.П., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. М., 1983.
  2. Каптиков А.Ю. Архитектура Великого Устюга и каменное зодчество русского Севера в XVIII веке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2.
  3. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки, Урала XVIII в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
  4. Описание памятников русского зодчества по губерниям. Вологодская губерния // Известия Императорской Археологической комиссии. Пг., 1917. Вып. 64.
  5. Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1977.
  6. Шильниковская В. П. Великий Устюг. М., 1973.

The whole article an be read in the printed version of journal
or can be found in the electronic version of journal
"Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN"
on the "Scientific electronic library" site
http://elibrary.ru

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика