Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 4-2013

АРХИТЕКТУРА 

УДК 725. 31

НИКИФОРОВ Ю.А. ‑ кандидат архитектуры, профессор УралГАХА

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

НАЛИВАЙКО Ю.В. ‑ аспирант УралГАХА

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Архитектурное наследие железнодорожных вокзалов Уральского региона

В статье отражено современное состояние историко-архитектурного наследия железнодорожных вокзальных комплексов в Уральском регионе. Исследованы произведения архитектуры известных зодчих, принимавших участие в проектировании железнодорожных вокзалов. Проанализированы основные стилистические направления — модерн и русский классицизм — в архитектуре сохранившихся зданий железнодорожных вокзальных комплексов. В соответствии с концепцией развития российских железных дорог определена необходимость восстановления и дальнейшего сохранения зданий и сооружений железнодорожных вокзальных комплексов.

Ключевые слова: история, наследие, железнодорожные вокзальные комплексы, уральские города, архитектурные стили.


Уральские города (города-заводы) имеют уникальную историю. Их исходная градостроительная основа строилась на функциональной организации завода-крепости. Исследования особенностей такого типа поселений и анализ их развития описаны в трудах Н. С. Алферова, А. А. Барабанова, Г.С. Заикина, Р.М. Лотаревой, Г.Н. Матюшина, Л.П. Холодовой и других авторов [2, 4, 7]. В этих работах основной акцент сделан на изучение наследия горнозаводских поселений, воссоздание исторического прошлого городов-заводов, особенности архитектуры заводских сооружений Урала. В основных результатах данных исследований авторы преимущественно рассматривали особенности взаимодействия градообразующих предприятий и селитебных образований, где производственные объекты являются ведущими элементами архитектурно-планировочных структур городов и определяют их построение. Вместе с тем появление железной дороги, станций и объектов железнодорожных вокзальных комплексов (ЖВК) в уральских городах в 1870-х гг. предопределило развитие активного градостроительного образования — транспортного узла.

Строительство железной дороги и установление территориальных связей дали дополнительное развитие торговле, купечеству, народным промыслам (камнерезное ремесло, кожевенное и гончарное производство, меховой промысел и др.), а также изменили условия жизни людей. Сложившиеся центры в исторических городах и связь их с ЖВК создали предпосылки для развития пристанционных территорий и градостроительных подсистем «центр — вокзал». Анализ показал, что во вновь образовавшуюся структуру «центр — вокзал» со временем стали включаться объекты общественного и культурного назначения. Многие привокзальные площади того времени стали градостроительными центрами, формирующими направление развития структуры города. Сюда тяготели пригородные дороги и улицы города, здесь образовывались торговые зоны (ярмарки, лавки, склады) и зоны обслуживания (питейные заведения, гостиницы) [8].

Развитие транспортных узлов при освоении новых направлений в таких городах, как Екатеринбург, Пермь, Нижний Тагил, Челябинск, Оренбург, создало предпосылки для формирования новых промышленных районов и селитебных образований, что, в свою очередь, способствовало превращению их в крупные индустриальные и региональные центры. Другой важной ролью железной дороги является то, что она послужила основанием для возникновения новых городов (Туймазы, Шумиха, Щучье, Верещагино, Горнозаводск и др.).

В изучении уральских городов просматривается не только весомая градообразующая роль объектов железнодорожного транспорта. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что большое число зданий и сооружений ЖВК, построенных в период становления транспортной системы России, сохранились до наших дней, а во многих средних и малых городах Уральского региона продолжают выполнять возложенные на них функции.

До наших дней сохранилось удивительное разнообразие архитектурного наследия тех «образцовых» проектов, которые создавались российскими архитекторами в конце XIX и начале ХХ в. Один из участников строительства железной дороги, инженер А. И. Штукенберг, писал: «Пассажирские здания первого и второго классов построены очень солидно — все камень, кирпич и чугун; потолки при ширине помещений внутри в 6 сажен покрыты смелыми и красивыми сводами; галереи на чугунных колоннах, дебаркадеры гранитные, вообще вид зданий грандиозен» [1].

К сожалению, железнодорожные вокзалы как элементы градостроительства и архитектуры, играющие немаловажную роль в развитии малых и средних городов Уральского экономического района (Курганской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей, Пермского края, республик Башкортостан и Удмуртия), лишены должного внимания со стороны специалистов по архитектуре. Вследствие этого многие здания и сооружения, представляющие историческую ценность, в результате реконструкции либо частично, либо полностью утратили свои архитектурные достоинства. В числе таких потерь можно назвать, например, уникальные памятники деревянного железнодорожного зодчества, превращенные местными руководителями в заурядные «коробки», в которых лишь отдельные детали напоминают о недавней первозданной красоте (здания вокзалов на станциях Шамары, Серов, Бисерть, Хрустальная и др.).

В данной статье предлагается рассмотреть лишь небольшую часть зданий и сооружений ЖВК, историко-архитектурные ресурсы которых необходимо грамотно использовать для гармоничного развития большинства исторических поселений — малых и средних городов Уральского региона.

 

Иллюстрация 1. Старый вокзал в Екатеринбурге. URL: http://ural-nedvigimost.ru/tag. Дата съемки: 10.10.2012

 

Иллюстрация 2. Вокзал Перми 1. Фото Ю.В. Наливайко

 

Иллюстрация 3. Вокзал. г. Верхотурье. Фото Ю.В. Наливайко

 

Иллюстрация 4. Вокзал г. Серова сегодня. URL: http://serovglobus.ru/zheleznodorozhnyj-vokzal-teper-ne-uznaete/ (Дата съемки: 19.09.2012

<…>

Заключение

Большинство сохранившихся зданий вокзалов и водонапорных башен, как и все сооружения вокзального комплекса, представляют большой интерес не только в истории архитектуры железнодорожных сооружений, но и как неотъемлемая часть постоянно обновляющегося архитектурно-градостроительного ансамбля. Нужно понимать, что стремление к созданию новых архитектурных форм стимулируется прогрессом в развитии строительной техники и возникновением новых социальных функций. Та же история со временем делает эти функции и технику строительства устаревшими. Но, как показывает отечественный и зарубежный опыт, объекты историко-архитектурного наследия успешно приспосабливаются к новым задачам.

Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 г., утвержденная ОАО «Российские железные дороги», направлена на реализацию комплекса мероприятий, которые должны быть подчинены «принципу уникальности развития», предусматривающего «уникальность каждого железнодорожного вокзала как объекта, обладающего своим инвестиционным потенциалом, архитектурными, градостроительными и технологическими возможностями» [6]. В этом случае качество исторической архитектуры всегда окажется важнее вновь предлагаемых форм и функций.

© Никифоров Ю.А., 2013

© Наливайко Ю.В., 2013

Список использованной литературы

  1. Архитектура российских вокзалов [Электронный ресурс]//Инновационный дайджест: [сайт]. [2002].   URL:   http://www.rzd-expo.ru/history/Arhitektura%20rossiyskih%20vokzalov/
  2. Барабанов А.А. Об архитектуре гидротехнических сооружений на заводах Урала XVIII века // Вопросы теории и практики архитектурной композиции : межвуз. сб./Моск. архит. ин-т. М., 1976. С. 53-68.
  3. Егоров С.Б. Водонапорные башни [Электронный ресурс] // Водонапорные башни России и государств мира. М., 2002-2006. URL: http://entomology.ru/watertower
  4. Заикин Г.С. Архитектурно-градостроительные принципы комплексного сохранения и использования историко-архитектурных памятников в условиях Уральского региона : дис.... канд. архитектуры. М., 1977.
  5. Златоуст — город крылатого коня. 1880-1900   гг.    [Электронный ресурс]// Zlatoust.org :  [сайт]. [2013].    URL:    http://zlatoust.org/index/?node_id=8564
  6. Концепция   эффективного   использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» до 2015 года [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов, стандартов и нормативов : [сайт]. [2009-2011]. URL: www.infosait.ru
  7. Лотарева  Р.М.  Города-заводы России. XVIII — первая половина XIX века. Екатеринбург, 1993.
  8. Сардаров А.С. Архитектура железных дорог. Вокзалы [Электронный ресурс]  // Архитектура и строительство. Минск, 2008. URL: http://ais.activemedia.by/article/37581/
  9. Спешилова  Е.  Старая  Пермь: Дома. Улицы. Люди, 1723-1917. Пермь, 1999.

Полную статью можно прочесть в печатной версии
журнала Академический вестник УралНИИпроект РААСН
или на сайте Научной электронной библиотеки http://elibrary.ru


ARCHITECTURE

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNIIPROEKT RAASN - 4-2013

NIKIFOROV Y.A.

NALIVAIKO Y.V.

ARCHITECTURAL HERITAGE OF RAILWAY STATIONS OF THE URAL REGION

In article is reflected the current state of historical and architectural heritage of railway station complexes in Ural. Works of architecture of the known architects who were taking part in design of railway stations are investigated. The main stylistic directions are analysed — modern and Russian classicism — in architecture of the remained buildings of railway station complexes. According to the concept of development of Russian Railways need is defined of restoration and further preservation of buildings and constructions of railway station complexes.

Keywords: history, heritage, railway station complexes, Ural cities, architectural styles.

BIBLIOGRAPHY

  1. Архитектура российских вокзалов [Электронный ресурс]//Инновационный дайджест: [сайт]. [2002].   URL:   http://www.rzd-expo.ru/history/Arhitektura%20rossiyskih%20vokzalov/
  2. Барабанов А.А. Об архитектуре гидротехнических сооружений на заводах Урала XVIII века // Вопросы теории и практики архитектурной композиции : межвуз. сб./Моск. архит. ин-т. М., 1976. С. 53-68.
  3. Егоров С.Б. Водонапорные башни [Электронный ресурс] // Водонапорные башни России и государств мира. М., 2002-2006. URL: http://entomology.ru/watertower
  4. Заикин Г.С. Архитектурно-градостроительные принципы комплексного сохранения и использования историко-архитектурных памятников в условиях Уральского региона : дис.... канд. архитектуры. М., 1977.
  5. Златоуст — город крылатого коня. 1880-1900   гг.    [Электронный ресурс]// Zlatoust.org :  [сайт]. [2013].    URL:    http://zlatoust.org/index/?node_id=8564
  6. Концепция   эффективного   использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» до 2015 года [Электронный ресурс] // Библиотека ГОСТов, стандартов и нормативов : [сайт]. [2009-2011]. URL: www.infosait.ru
  7. Лотарева  Р.М.  Города-заводы России. XVIII — первая половина XIX века. Екатеринбург, 1993.
  8. Сардаров А.С. Архитектура железных дорог. Вокзалы [Электронный ресурс]  // Архитектура и строительство. Минск, 2008. URL: http://ais.activemedia.by/article/37581/
  9. Спешилова  Е.  Старая  Пермь: Дома. Улицы. Люди, 1723-1917. Пермь, 1999.

The whole article an be read in the printed version of journal
or can be found in the electronic version of journal
"Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN"
on the "Scientific electronic library" site
http://elibrary.ru

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика