Главная Журнал / Journal
Печать

Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 1-2010

АРХИТЕКТУРА

УДК: 72.03
АГРАНОВИЧ В.А. - ведущий архитектор научно-реставрационного отдела института «УралНИИпроект РААСН», ст. преп. кафедры истории искусств и реставрации Урал ГАХА

РЕСТАВРАЦИЯ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В С. АРАМАШЕВО, или  История одного дипломного проекта

В. В. Реутовой, с уважением и восхищением

Статья посвящена охране памятников историко-культурного наследия. В статье рассмотрен создание дипломного проекта по реставрации церкви.

Ключевые слова: объект историко-культурного зодчества, аналоги, храм, истоки, натурные исследования проектные решения, реконструкция


AGRANOVITCH V.A. - the leading architect of institute scientifically-restoration department «UralNIIproject RAASN», the senior teacher of chair of history of arts and restoration of Ural State Academy of Architecture and Arts.

RESTORATION of CHURCH FOR THE SAKE OF the KAZAN ICON of DIVINE MOTHER in  VILLAGE  ARAMACHEVO, or history of one degree project

Article is devoted protection of monuments of a historical and cultural heritage In article the degree project on church restoration is considered

Keywords: object of historical and cultural architecture, analogues, a temple, sources, natural researches design decisions, reconstruction

...

Дипломный проект. Этот период все воспринимают как насыщенный лихорадочной деятельностью, странный и неоднозначный.В действительности от дипломника и его проекта не требуется  ничего, кроме умения применять знания, понятия и представления о профессии, полученные за время учёбы.

Вспоминается один дипломный проект  реставрации  и приспособления церкви во Имя Казанской Иконы Богоматери в селе Арамашево Алапаевского района Свердловской области (автор Д.А. Гуреева). <...>

Объект нашего исследования,  церковь во Имя Иконы Божией Матери Казанской в с. Арамашево. <...>

Согласно тексту книги «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии» (Екб., 1902), «каменный двухэтажный храм села, расположенный на возвышенном скалистом берегу реки Реж, построен в 1800 году; существовавший до того времени деревянный храм был истреблён пожаром. Главный храм освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери, а придельный – во Имя святого Архангела Михаила» [3, с. 203].

В гораздо более ранних  документах  также встречается информация о существовании деревянного храма на том же самом месте.<...>

Здание церкви принадлежит к типу «храма кораблем». Его объемно-пространственная композиция организована сочетанием четырех разновысоких блоков, выстроенных вдоль единой оси «восток-запад».<...>

Пятым блоком, усложняющим восприятие этой, в общем-то, стандартной схемы,  был и остаётся  одноярусный южный придел с собственной полукруглой алтарной абсидой.<...>

 

с.Арамашево. Церковь во Имя Казанской иконы Божьей Матери. Общий вид.
 
Проект реставрации церкви во Имя Иконы Божьей Матери. Северный фасад.

Результаты натурных исследований и анализа архитектурных аналогов легли в основу  архитектурного решения. Оно, в свою очередь, является  графической реконструкцией   облика церкви во Имя Казанской Иконы Божьей Матери на первоначальный, наиболее ценный этап  её существования. Цель проектной работы состояла в том, чтобы привести в единое гармоничное целое существующие и утраченные части здания; в теоретическом и графическом обосновании  их  архитектурно-художественного и конструктивного выражения. Это же относится и к предложению по колористическому решению фасадов (рисунки 13–16). В его основу положен принцип, чаще всего использовавшийся зодчими той поры: плоскости стен не штукатурились, а покрывались известково-меловой обмазкой (часто с добавлением мраморной пыли), сохранявшей фактуру кладки. В свою очередь, сложные фигурные элементы, как то  наличники окон, сандрики порталов, карнизные профиля, лопатки на барабанах и т.п., - оставлялись в естественном виде, сохраняли  глубокий, насыщенный цвет кирпича. Подобное  яркое контрастное сочетание цветов  и фактур фона и деталей, наряду с островыразительным силуэтом вертикальных акцентов,  создавало особо торжественное и радостное настроение. Также это дополнительно выделяло  камерное по масштабу здание храма в панораме поселения, наполненного, в основном, деревянными избами.

<...>

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пономарёв А. И. История села Арамашево. Алапаевск: Изд-во ГУП СО «Алапаевская типография», 2006. 234 с.
2. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия. М.: Искусство, 1995.
3. Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии. Екб, 1902
4. Каптиков А. Ю. Архитектура Урала (XVII–первая половина XIX века). Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 88 с.
5. Берова И. В. Архитектурные памятники Вятского Барокко // Архитектурное наследие и реставрация. Реставрация памятников истории и культуры России. Вып. 4. М., 1994.

Скачать статью

 





 

Федеральное государственное бюджетное учреждение Ордена "Знак почета"
Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт
Российской академии архитектуры и строительных наук
Екатеринбург, Ленина 50а, e-mail: mail@uniip.ru, тел. (343) 350 65 49
 
© 2001-2010
 
Яндекс.Метрика