Статьи журнала представлены по 4-м направлениям:
- Градостроительство
- Архитектура
- Строительные науки
- Искусствоведение
Основные темы номера:
Памятники градостроительства и архитектуры | 10, 29, 90
Развитие городов | 16, 35, 41
Вопросы безопасности в контексте строительных наук | 59
Современный дизайн: задачи и подходы | 85, 97
Наивное искусство как феномен | 72
***
В 1990‑е годы, когда я пришла работать в Свердловский архитектурный институт (ныне Уральский государственный архитектурно‑художественный университет в Екатеринбурге), молодых преподавателей можно было пересчитать по пальцам. Не вдаваясь в объяснение причин, констатируем, что именно тогда во многих профессиях, включая архитектуру и градостроительство, возник разрыв поколений.
Чем плох такой разрыв для профессии? Наверное, даже не тем, что люди разных возрастов говорят на
разном языке или настороженно относятся друг к другу, работая в команде. Эти шероховатости вполне
преодолимы. Но исчезает преемственность. То, что копится целыми десятилетиями, внезапно
становится некому передать. Опыт, особенно практический, размывается очень быстро.
Десять‑пятнадцать выпусков студентов уносят в большой мир опыт своих педагогов, но как бы не
возвращают его обратно, не обогащают их новыми знаниями. В результате не обновляются учебники,
пособия, классификации, методики. Профессия как бы замирает в своем развитии. Заимствование
внешнего опыта происходит, но не спасает положения.
Обширные, во многом новаторские знания архитекторов и градостроителей середины XX века вызывают
сегодня растущий интерес, и это замечательно. Они не устарели, они открываются нами вновь. Идеи
мастеров русского авангарда, проекты промышленных сооружений времен индустриализации, концепции
соцгородов, советский опыт жилищного строительства, анализ городской среды 1970‑х годов по
прошествии времени вызывают не только интерес, но и восхищение — своей глубиной, эрудицией,
профессиональной культурой. Они показывают, насколько значима для профессии непрерывная цепочка
поколений и аккумуляция мастерства.
Ни одна профессия не существует без этого механизма. И вот он включается вновь. Молодые специалисты
говорят об информационных технологиях и моделируют будущее городов, пользу‑ ясь новыми
инструментами, но, по сути, ставя те же вопросы, что решали их предшественники. Новое поколение
учит тех, кто старше, и наоборот.
Тема настоящей колонки возникла в ходе просмотра отредактированных статей, с авторами многих мы
сотрудничаем не один год. Стало видно, что нынче у нас представлены все поколения и все возрасты,
от магистрантов до мэтров. Статьи подтверждают, что разрыв поколений уходит в прошлое, обеспечивая профессии новые проектные и научные горизонты.
Научный редактор журнала
Быстрова Татьяна Юрьевна
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация