Статьи журнала представлены по 4-м направлениям:
- Градостроительство
- Архитектура
- Строительные науки
- Искусствоведение
Основные темы номера:
Концепции расселения XX-XXI вв. | 10, 15
Архитектура — пространство — стиль | 20, 68, 74
Исследования по истории архитектуры | 31, 47, 57, 51
Актуальные направления проектной деятельности | 41, 81
DOI выпуска 3|2019 (42): DOI 10.25628/UNIIP.2019.42.3
Слово редактора.
DOI 10.25628/UNIIP.2019.42.3.001
Гармония в единстве целого и его частей. Именно так задумывался наш журнал, учредители и создатели которого воспринимали градостроительство, архитектуру, строительство и искусствоведение как грани магического тетраэдра знаний — некоего алмаза, твердь кристаллической решетки которого не ослабевает со временем, а зеркало граней всегда может быть восстановлено, несмотря на пыль и память времен.
Так было много лет, тысячелетия. Помогая друг другу, эти науки и знания всемерно способ- ствовали созданию шедевров мировой архитектуры, оплодотворяя своими семенами творческих гениев и простых мастеров, воплощающих высокие идеи в совершенные формы.
Но вот пришел XXI век с его мозаичным клиновым сознанием, изощренными способами все измерить деньгами и выгодой, всех сосчитать, чтобы разобщить, рассорить, заставить усомнить- ся в абсолютном благе добра и отречься от него. Ориентирами стали обогащение, получение удовольствий.
Результат не заставил себя ждать. Города стали стремительно терять свою образность, ло- гичную иерархию пространств, комфортную человеку. На смену пришли стада бездушных не- образных зданий, водящие хоровод вокруг торговых и развлекательных центров, пожирающие зеленые пространства, превращающие реки и озера в сточные коллекторы и скопища миазмов, выталкивающие культурный слой исторического достояния.
В этом новом укладе строители стремятся обойтись без архитекторов и градостроителей. Архитекторы перестают прислушиваться к искусствоведам, изменившие принципы марксист- ско-ленинской эстетики на безбрежный плюрализм, восхваляя всех, кто может оплачивать оду. Играть отведенную роль в этом апокалиптическом сценарии приходится всем — такова жизнь. Но вот быть зрителем — удел науки. Надо наблюдать, задумываться, обобщать, пробовать, прогнозировать… И как знать, может быть, маленький, но твердый тетраэдр, хранящий человеческую истину о прекрасном, сотворенном умом и руками, о красоте, в один прекрасный момент станет опорой для сил, призванных спасти мир.
Долгов Александр Владимирович
директор Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, член-корреспондент РААСН, кандидат архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор Российской Федерации