Партнерство – веление времени

Интервью с директором Института строительства и архитектуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Алексеем Владимировичем Крупкиным

директор Института
строительства и архитектуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация

беседовал главный редактор журнала, директор филиала          ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, Екатеринбург, Российская Федерация

М. Н. Кривых: Алексей Владимирович, расскажите об опыте вашего взаимодействия с институтом УралНИИпроект в разные годы? Ведь многие специалисты университета работали в УралНИИпроекте и наоборот. Что особенно продуктивно в этом сотрудничестве? Влияет ли оно на содержание учебных программ, выбор тем выпускных квалификационных работ и так далее?

А. В. Крупкин: Добрый день, Михаил Николаевич, спасибо за возможность рассказать о нашем взаимодействии, в том числе накануне приема абитуриентов в вузы. Сегодня высшая школа ориентируется на проектное обучение, в котором активно участвуют работодатели. Для строителей и архитекторов слово «проект» — не пустой звук, ведь это главный профессиональный продукт. Наш с вами тандем в сфере высшего профессионального образования строителей и архитекторов сложился уже давно. Прежде всего отмечу, что институт УралНИИпроект всегда помогал и помогает в организации практик студентов. Реальная работа в проектной организации хорошо дополняет знания, полученные в вузе. В свою очередь, в «УралНИИпроекте» работает много выпускников Института строительства и архитектуры Уральского федерального университета разных лет.

Много лет Уральский политехнический институт УПИ, ныне УрФУ, и институт «УралпромстройНИИпроект», сейчас УралНИИпроект, сотрудничали и в научной сфере. На кафед­ры института в разные годы пришли работать специалисты из научной части вашего института, в том числе: Галина Николаевна Шавшукова, Владимир Хрисанфович Куршпель, академик РААСН Яков Иванович Ольков. Отдельно назову Фридриха Фридриховича Тамплона, доктора технических наук, профессора, заслуженного строителя Российской Федерации, который в 1990–1995 гг. был деканом тогдашнего стройфака. Владимир Вениаминович Лушников, док­тор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, был заведующим кафедрой оснований и фундаментов на нашем факультете в 1979–1984 гг. Борис Александрович Сперанский, доктор технических наук, профессор, почетный член РААСН, работал в УПИ заведующим кафедрой строительных
конструкций. В 1960–1970-х годах он руководил научно-исследовательской темой в УралпромстройНИИпроекте. Одним из практических результатов этой работы стали фермы с затяжкой, которые стоят в покрытии цеха испытаний на ул. Блюхера, 26, в Екатеринбурге.

История продолжается и сегодня. В курсах бакалавриата и магистратуры используются учебные пособия и монографии сотрудников УралНИИпроекта Г. В. Мазаева, А. Я. Эппа, А. Ю. Каптикова, В. Е. Звагельской, Р. М. Лотаревой, Т. Ю. Быстровой и других.

М. Н. Кривых: Не секрет, что многие профессионалы высказывают критические замечания в адрес молодежи, в том числе и студентов. Как вы считаете, есть ли в этой критике доля истины? Может ли помочь исправлению недостатков сотрудничество вуза с проектным институтом?

А. В. Крупкин: Современные студенты не хуже и не лучше предыдущих поколений, они просто другие. У них другой жизненный опыт, они по-другому видят мир и работают с информацией. Многие из них обладают потенциалом для того, чтобы вырасти в отличных специалистов.

Подготовка грамотных специалистов в строительстве невозможна без сотрудничества вузов и проектных организаций. Проектному институту нужно обеспечивать будущее компании, растить смену ветеранам. У молодых более свежие знания, больше энергии и стремления к инновациям. Опытных работников на все компании не хватает, к тому же их нужно перекупать, а это — высокие затраты.

Практика в проектном институте позволяет повысить качество знаний и умений, увидеть, как применяются теоретические знания в реальном проектировании, освоить работу в коллективе, построение задач и их решение.

В дальнейшем студенты защищают дипломы и диссертации по темам, которые разрабатываются и в УралНИИпроекте. Например, в 2020 г. М. Логвинова выполнила работы по расчету элементов стальных конструкций в объемной постановке на примере промздания (руководитель доц. З. В. Беляева), — тогда как ученые вашего института занимаются подобными темами уже более 15 лет, а сам институт был
создан под нужды промышленного строительства на Урале. И это не единичный случай пересечения тем, которое можно развивать и приумножать.

Мы, в свою очередь, тоже готовы «поделиться» исследовательскими и проектными наработками по устойчивой архитектуре, благоустройству городов, транспорту, использованию различных программных комплексов в проектировании.

М. Н. Кривых: УрФУ вводит проектное обучение: что стоит за этой формулировкой? Мы думаем, это значит, что в получении опыта заинтересованы не только представители вуза, но и его партнеры, работодатели. Как вы оцениваете перспективы парт­нерства строительного института УрФУ с институтом УралНИИпроект, какие направления взаимодействия особенно актуальны? Может ли, помимо проектной, осуществляться совместная исследовательская деятельность, ставшая особо значимой для университета в связи с участием в программе «Приоритет-2030»?

А. В. Крупкин: Как я уже отметил, с самого начала учебный процесс на строительном факультете, а теперь в Институте строительства и архитектуры УрФУ, строился на проектном подходе. Студенты выполняли учебные проекты, задания для которых, хотя и в упрощенном виде, создавались на основе реальных проектов, зданий и сооружений. С годами проекты стали более «учебными» и отдалились от реальных задач, поэтому возвращение к проектному подходу весьма оправдано.

Сегодня проектное обучение позволяет студентам познакомиться с особенностями работы реальной организации, выполнять проекты, предлагаемые потенциальными работодателями, научиться работать в команде, распределять задания и роли между коллегами.

Участие в проектном обучении позволит партнерам вуза выполнять часть проектирования силами студентов и находить среди них будущих сотрудников.

Сотрудничество в научно-исследовательской сфере тоже перспективно. В результате многолетней работы у проектного института вашего уровня есть понимание того, какие исследования в области достижения устойчивости системы расселения, развития отечественного градостроительства и архитектуры, исследований в области строительных наук, строительных технологий сейчас наиболее значимы. Наработки прошлых лет могут подхватить и развить студенты, обеспечивая тем самым преемственность поиска. В УрФУ есть научные сотрудники, в том числе магистранты и аспиранты, кто может и хочет проводить эти исследования.

Согласно программы «Приоритет-2030», в которую включился УрФУ, нам предстоит стать к 2030 г. лидерами науки и практики. В этой программе зафиксирована необходимость интеграции университетской науки с научными организациями и реальным сектором экономики. Ориентация на открытие студентами бизнес-инкубаторов, технопарков, совершенствование вузовской учебной базы делает нашу связь с практиками еще более актуальной.

М. Н. Кривых: Спасибо большое, Алексей Владимирович, приглашаю вас и ваших коллег, студентов и аспирантов Института строительства и архитектуры УрФУ к публикации их материалов в нашем журнале «Академический вестник». Сотрудничество продолжается, и я вижу его перспективы.

DOI: 10.25628/UNIIP.2022.52.1.001

Интервью опубликовано в
 Академическом вестнике УралНИИпроект РААСН №1-2022(52)